В Третьяковке открылась выставка Петра Кончаловского

В Третьяковской галерее проходит выставка работ Петра Кончаловского. Экспозиция называется "К эволюции русского авангарда". Она приурочена к предстоящему в декабре 100-летию первой выставки "Бубновый валет" и созданию в 1911 году одноименного общества живописцев, которое возглавлял художник.

В Третьяковской галерее проходит выставка работ Петра Кончаловского. Экспозиция называется "К эволюции русского авангарда". Она приурочена к предстоящему в декабре 100-летию первой выставки "Бубновый валет" и созданию в 1911 году одноименного общества живописцев, которое возглавлял художник.

Автопортрет Петра Кончаловского зрители в начале ХХ века подняли на смех: "Какой-то эфиоп, у которого лицо позеленело. А таких громадных рук вообще не бывает". Про картину с корридой сказали, что бык похож на глиняную игрушку. Первая выставка группы "Бубновый валет" в 1910 году стала пощечиной общественному вкусу.

"Люди выбегали, хватались за голову, кричали, что они попали в сумасшедший дом, – рассказывает куратор выставки Ирина Вакар. – Много было фельетонов написано про то, как какой-то человек привел свою беременную жену, ей стало плохо, и она чуть не родила".

"Живопись была подобна разноцветному пламени", – писал о той выставке Малевич. Зачинщик "безобразия" – только что вернувшийся из Испании Кончаловский – с картинами в нарочито упрощенных тонах, провозгласил манифест нового искусства.

Уже само название "Бубновый валет" содержало в себе вызов: так в то время называли каторжников, в том числе политических, за рисунок на их робе. Еще "бубновый валет" – это плут или мошенник в карточной игре. Все это должно было вызвать возмущение и содрогание в кругу приверженцев академизма.

Поездка в Испанию перевернула не только жизнь художника, но и все русское искусство. Отсылки к народному творчеству, примитив – то, во что потом с головой окунутся "бубнововалетцы" Гончарова и Ларионов. Сам Кончаловский пойдет дальше и станет экспериментировать с цветом.

"Здесь проявляется все сильнее такое качество, которое критики определили как "русский сезаннизм", то есть интерес к форме, которая как бы лепится цветом, – поясняет Ирина Вакар. – Не случайно в это время он работает на юге Франции. Его работы перекликаются если не с самим Сезанном, то с таким художником, как Дерен и другими художниками-французами".

Три семейных портрета, написанные с 1911-го по 1917-й. Жена Ольга, урожденная Сурикова, дети Наташа и Михаил. На полотнах заметно влияние чуть ли не всех направлений авангарда – постимпрессионизма, примитивизма, кубизма с традициями итальянских фресок. Способность быстро перенимать все новое и оставаться самим собой помогла Кончаловскому выжить и в советское время. Избегая конфликтов с внешним миром, он перешел к реализму, но сохранил независимость.

На выставке не случайно висят рядом эти две картины. Они были написаны почти одновременно. Две совершенно разные судьбы. С одной стороны – благополучный писатель Алексей Толстой, автор исторических романов, конформист. С другой – революционер в искусстве Всеволод Мейерхольд, уже лишившийся к тому времени своего театра и покровителей. Любопытно, что в то время Кончаловскому заказали потрет Сталина, и он отказался, сославшись на то, что он реалист и по фотографиям не работает.

Работы Петра Кончаловского с 10-х по 40-е годы как эволюция русского авангарда – именно такой подзаголовок у выставки в Третьяковской галереи. История о том, как модернистское бунтарство уступает место более традиционному художественному мышлению. Судьба блестящего искусства начала ХХ века, его достижений и потерь.