После того, как из четырех представленных партией "Единая Россия" кандидатур на пост мэра Москвы, президент РФ выбрал для представления в Мосгордуму кандидатуру вице-премьера правительства РФ Сергея Собянина, политики поняли так, что вопрос разрешен. Мосгордума всеми рассматривается как учреждение, ждать от которого сюрпризов в принципе невозможно, и к четвергу, к 21 октября все ждут уже нового мэра, облеченного полномочиями.
В таких случаях представляющие, утверждающие и просто коллеги кандидата по традиции произносят любезные и оптимистические речи. Так вышло и в этот раз. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко указала: "Это достойная кандидатура, человек удивительных человеческих качеств, он порядочный, надежный, спокойный... Уверена, у него все получится". Политтехнолог Глеб Павловский отметил: "Собянин - человек с очень мощной политической и управленческой биографией... Он очень искушенный человек и сможет справиться с этой задачей". И прочие - в том же духе. Поскольку гарантированное утверждение считается вещью приятной, то при утверждении нового руководителя все и произносят речи в жанре юбилейного застолья. Не говорить же в такой момент о неприятном.
Тем не менее, как раз в случае с проведением кандидатуры Собянина наблюдалось сильное отступление от ритуала. Запущенных регионов с накопившимися проблемами в России и кроме Москвы хватает. Но до сих пор при назначении на регион об этих проблемах говорить считалось не принятым. Исключение - это разве что те регионы Северного Кавказа, где особо тяжелая обстановка, но тут все понятно, что особый случай. В прочих же местах все торжественно и оптимистично. "Пост сдал - пост принял", а еще чаще "Пост продлил". О проблемах порассуждаем в другое время, если вообще захочется рассуждать о скорбном.
В нынешнем же случае и президент, и кандидат, и коллеги кандидата по федеральному правительству никак не стеснялись говорить о том, что Сергей Собянин принимает пост, находящийся далеко не в порядке.
Дмитрий Медведев, благословляя Сергея Собянина на служение, упоминал дороги и пробки, а еще больше - крайнее разложение столичного чиновничества: "Это - коррупция... в ряде случаев использовались такие схемы, которые как минимум наводят на вопросы о соответствии этих схем закону". Сам Собянин, говоря о состоянии столичной инфраструктуры, сказал: "Здесь комментировать нечего. Комментарии можно услышать от людей, которые стоят часами в пробках. Боюсь, что эти комментарии будут, в основном, непарламентского свойства".
Наконец, коллега Собянина по кабинету министров первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что перед кандидатом "стоит очень сложная задача по превращению Москвы в совершенно другой город", и "простых ответов на те вопросы, которые существуют в Москве, нет".
Иначе говоря, все сходились в том, что в нынешней ситуации кресло столичного мэра совершенно не медом намазано. Даже, несмотря на все предыдущие успехи Москвы в пчеловодстве.
Настолько не медом, что об этом можно и нужно говорить, не стесняясь в выражениях. С одной стороны, констатировав столь непростую стартовую позицию, будет легче объяснять дальнейшие недостаточные успехи. Потому что дорожные сети, действительно, в очень плохом состоянии, а коррупционные сети, наоборот, в чрезвычайно цветущем состоянии. Одним элегантным движением руки такие запущенные болезни не лечатся.
С другой стороны, когда о московской коррупции проговорено с такой настойчивостью, с такой внятностью и на таком уровне, следует предполагать, что, как минимум, некоторое время эта тема останется актуальной для широкого обсуждения. И за слова о том, что в Москве воруют, не будут сразу тащить под суд, как до этого тащили много лет. В ходе выбора и утверждения кандидатуры не безгранично, но сильно расширился список публично обсуждаемых проблем столицы. Если это сохранится впредь, оно уже хорошо.






















































































