Как в Америке и Европе выглядит ценообразование литра бензина? Сеть заправок покупает на рынке нефть, после чего выбирает себе нефтеперабатывающий завод, которому отдает ее в производство. Нефтезавод – явление самостоятельное. Он не принадлежит компании по добыче нефти и работает со всеми желающими. Сеть заправок такая же самостоятельная и живет сама по себе. Ну, а нефтяники тем более живут и работают сами по себе и лишь приглядывают за рынком, продавая нефть всем желающим. В результате вся цепочка от добычи до конечного продукта состоит из независимых участников. И хотя по Европе довольно заметны сетевые заправочные станции под флагами нефтедобывающих компаний, это франчайзинг. То есть в наличии и флаг, и независимость, при отсутствии картельного сговора и коррупционного диктата.
У нас каждая нефтедобывающая компания успела вырвать зубами оставшийся от советской эпохи нефтеперерабатывающий завод. На Россию их 28, и каждый под кем-нибудь, в диапазоне от частного ЛУКойла и заканчивая государственной Роснефтью. Поэтому вся цепочка от добычи до продажи нам с вами находится в одних руках. Монополия – мечта любого капиталиста.
Откуда взялся нынешний дефицит, колотящий регионы? От передела рынка. Это война с конкурентами. Региональные нефтеперерабатывающие заводы перестали отгружать топливо не своим компаниям, чтобы они побыстрей померли, и народ ездил только к одному хозяину региона, не отвлекаясь рублем на мелкие независимые фирмы.
Как отрегулировать рынок и положить этому конец? Государству достаточно унять собственную жадность и снизить цены на заправках Роснефти и Газпромнефти. Они держат под собой огромные куски страны, и вслед за ними цены вынужденно опустят остальные.
Всякий раз, когда у нас переполняется терпение и возникает общественный интерес к чужому доходу, нам кивают на Европу: там еще дороже. А мы киваем на нефтедобывающие страны, начиная список Саудовской Аравией, конкурирующей с нами по количеству высосанного. Житель Саудовской Аравии - один из немногих на Земле, кто не платит никаких налогов вообще. При этом литр бензина для него дешевле литра воды. После недавнего "страшного" повышения литр Аи-92 стоит там 24 цента (около 6 руб.). А литр воды – 30 центов (около 8 руб.). Сопоставимо странно выглядит ценник на бензин в Туркмении – 7 рублей, в Иране – 3 рубля, и совсем неприлично в Венесуэле – 3 цента (80 коп.)
Чтобы так хорошо жилось простым саудовским миллионерам, туркменским безработным и взволнованным предчувствием мировой революции венесуэльцам, государства этих стран сильно дотируют весь процесс получения бензина, потакая бюджетом высокому уровню жизни своих граждан, а у нас в цене каждого литра 60% - налоги, то есть деньги, изымаемые государством из наших карманов в пользу бюджета.
"Автовести" с Сергеем Асланяном на радио "Вести ФМ"

















































































