В некоторых городах России наступил "бензиновый голод", который подбирается и к Москве. В чем причина? Как с этим бороться? Эту и другие темы в эфире "Вестей ФМ" обсудили Елена Щедрунова и Михаил Леонтьев.
Щедрунова: Говорим мы о самых горячих новостях, о самых горячо обсуждаемых темах. Продолжим тему, которая была в предыдущем часе. Дефицит бензина и рост цен на него. Ситуация повторяется из года в год. Проблема в том, что ничего не меняется. Из года в год об этом говорится. Каждый раз правительство, чиновники, ФАС говорят, что нужно что-то менять, нужно меры принимать, и каждый год ситуация не меняется. Как вы считаете, почему?
Леонтьев: Меры принимают.
Щедрунова: Какие?
Леонтьев: Ровно такие, как в прошлом году и позапрошлом. С чего это она должны меняться, с какой радости? Меняется только с одного. Поскольку сейчас очень высокие мировые цены на топливо, на углеводороды, то, естественно, это увеличивает тягу компаний к экспорту. Таким образом, это сокращает объемы, которые остаются на внутреннем рынке и, естественно, ведет к повышению цен на внутреннем рынке.
Щедрунова: А у нас государство для чего? Чтобы защитить внутреннего потребителя.
Леонтьев: У нас рыночная экономика. Значит, на самом деле защитить внутреннего потребителя… Государство защищает внутреннего потребителя известными ему методами, то есть методом цыканья и чиканья, как выражается премьер, то есть методом построения товарищей, действием антимонопольного комитета, которые, кстати, имеют под собой, собственно, чисто юридические основания, и так далее. И, в общем, эти методы приносят некоторые результаты.
Щедрунова: А пошлину нельзя ввести, чтобы не вывозили в таких масштабах за границу?
Леонтьев: Глупо. Причем здесь пошлина?
Щедрунова: Ну, почему – глупо?
Леонтьев: Вопрос не в пошлине. Пошлина есть. Но, с другой стороны, государству нужны и доходы от экспорта, в общем-то, нефтяной экспорт является основой пополнения бюджета. Именно нефтяной, хочу сказать. Да, это решающее звено в наполнении российского бюджета, поэтому здесь сразу существует разрыв целей. Здесь есть одна проблема, на самом деле. Она общая, она методологическая, мне скучно о ней говорить, я много раз об этом говорил. Российская экономика низкоконкурентна, я ни в коем случае не хочу сказать, что вот конкретно повышение цен на бензин связано с каким-то картельным сговором очевидным образом, хотя не без этого тоже. Это, скорей, не сговор, это существующая практика ценообразования, она уже отработана. Там же есть еще какая проблема? Есть сезонное выбытие перерабатывающих предприятий на ремонт. Есть повышение цен.
Щедрунова: Причем, одновременное.
Леонтьев: Понятно. Сезонное – это значит одновременное.
Полностью слушайте в аудиоверсии














































































