Совбез ООН принял резолюцию, которая санкционирует военную операцию против армии Муамара Каддафи. За документ проголосовало 10 стран, 5 государств, включая Россию, воздержались. С чем связана эта позиция, "России-24" рассказал глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.

Совбез ООН принял резолюцию, которая разрешает проводить воздушную военную операцию против армии Муамара Каддафи для защиты мирных ливийских жителей. За документ проголосовало 10 стран, пять государств, в том числе Россия, воздержались. С чем связана эта позиция, в интервью "России-24" рассказал глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.

По его мнению, сколько наблюдателей следит за ситуацией в Ливии, столько и интересов и сценариев развития событий. "Даже ход работы над последней резолюцией Совбеза ООН говорит о том, что разные страны в уже согласованный текст вкладывали совершенно разный смысл", – отметил Косачев.

"Для кого-то это возможность предотвратить гуманитарную катастрофу, связанную с тем, что будет применяться авиация против мирного населения, и это тот резон, который вкладывала в эту резолюцию Россия, когда не стала накладывать на нее вето, – продолжил он. – Но есть совершенно точно и иное прочтение, что бесполетные зоны – это только повод, чтобы своими силами войти сначала в воздушное пространство Ливии, а затем и наземными силами, хотя это резолюцией и запрещается".

Константин Косачев подчеркнул, что Совбез ООН никакой санкции на вмешательство на внутренние дела Ливии никому не давал. "Есть решение Совета безопасности о предотвращении гуманитарной катастрофы, чтобы избежать жертв. Дальше народ Ливии должен сам решать, останется Каддафи или не останется, кто придет ему на смену", – отметил он.

Однако звучат мнения и о том, что принятие резолюции может означать начало в Ливии военных действий. Константин Косачев отметил, что такой вариант возможен лишь в случае, если государства, которые отдадут в эту операцию свои вооруженные силы, выйдут за рамки мандата, который прописан Совбезом ООН.

"Мандат, на мой взгляд, достаточно исчерпывающий и не предполагает начала войны, – сказал он. – Но я предполагаю, что аппетит приходит во время еды, и в данном случае те, кому будет позволено начать эту операцию, будут находить новые и новые поводы, чтобы ее продолжать". По его мнению, если те или иные страны инициируют военную операцию, закончится она лишь тогда, когда будут достигнуты цели, поставленные этими странами – военные или политические.
"Именно по этой причине мы не поддержали резолюцию. Последствия ее применения не ясны, и делить ответственность с теми, кто будет злоупотреблять ею, мы не будем", – подчеркнул он.

По его мнению, России "ни к чему быть среди тех, кто на этом будет реализовывать свои собственные экономические и политические проекты". Тем не менее, новая резолюция необходима, считает он, так как "давление на Муамара Каддафи должно быть обязательно". В условиях, когда опасность войны стала зашкаливающей, предыдущей резолюции, по словам Косачева, оказалось недостаточно.