Американские генералы не хотят уходить из Афганистана

Войска НАТО покинут столицу афганской провинции Гильменд – город Лашкаргах. Этот район – один из мировых центров производства опиума. В прошлом году в Гильменде оккупанты провели самое мощное наступление на талибов. Но рано говорить о том, что местные службы безопасности готовы поддержать порядок.

Войска НАТО покинут столицу афганской провинции Гильменд – город Лашкаргах. Этот район – один из мировых центров производства опиума. В прошлом году в Гильменде оккупанты провели самое масштабное наступление на талибов. Однако рано говорить о том, что местные службы безопасности готовы поддержать порядок.

Триллион потраченных долларов, более 1600 убитых, 12 тысяч раненых и неисчислимое число жертв среди мирного населения. Таков итог 10-летнего пребывания американцев в Афганистане.

На фоне стремительно растущего госдолга и угрозы технического дефолта Вашингтон, наконец, начинает вывод войск. Первые 650 солдат покинули страну еще неделю назад. К концу этого года домой отправятся 10 тысяч военных, к лету следующего – еще 23 тысячи. Это треть всего американского контингента в Афганистане. Остальные части выведут в течение двух лет.

План вывода войск Барак Обама обнародовал месяц назад. Формально президент США выполняет свое предвыборное обещание покончить с афганской войной. Совершенно очевидно, что за последнюю пару лет американцы добились в Афганистане серьезных успехов. Выбили талибов с юга страны, уничтожили бен Ладена, возродили местные силы безопасности. И совершенно очевидно, что как только иностранные легионы покинут исламскую республику, талибы вернутся.

Они и сейчас регулярно напоминают о себе. На прошлой неделе убили двоюродного брата Хамида Карзая, а на днях – ближайшего советника президента. Получается, что просто взять и уйти из Афганистана невозможно. Даже, казалось бы, такой растянутый во времени вывод войск американские генералы подвергли резкой критике. Например, Дэвид Петрэус, который в минувший понедельник сложил с себя полномочия командующего войсками США и НАТО в Афганистане. По его мнению, Вашингтон слишком форсирует события.

Ему вторит адмирал Майкл Маллен, председатель Комитета начальников штабов ВС США: "Решение президента оказалось более агрессивным и влечет за собой больше рисков, чем я ранее предполагал. Чем больше наших войск останется в Афганистане и чем дольше они там пробудут, тем безопаснее будет военная операция. В конечном счете, только президент может определить приемлемый уровень риска. Я считаю, что он это сделал".

Военные считают, что официальный Кабул не готов к передаче полномочий и не способен защитить страну. И разрабатывают планы, как сохранить свое присутствие на афганской земле.

Один из подобных сценариев описывает британская газета Times. По ее данным, Пентагон после вывода основного контингента планирует использовать в Афганистане "зеленые береты" и "морских котиков". Примерно то же самое произошло в Ираке. Несмотря на завершение боевых действий, в стране осталось около 50 тысяч иностранных военнослужащих под предлогом помощи местному правительству.

Но что парадоксально: не уйти из Афганистана американцы тоже не могут. И дело тут не в обещаниях Обамы, его новой предвыборной кампании, не в геополитической стратегии и даже не людских потерях. В конце концов, во Вьетнаме американских солдат погибло в 10 раз больше, чем в Ираке и Афганистане вместе взятых. Просто война – слишком дорогое удовольствие. За последние 10 лет бюджет Пентагона вырос на 200 с лишним процентов. Годовое содержание рядового в Афганистане обходится казне в миллион долларов. Плюс компенсации за убитых и раненых. Сейчас в афганских провинциях расквартированы около 100 тысяч американских военнослужащих. И сумма в итоге выходит астрономическая.

Потери в Афганистане до сих пор несут не только США, но и их союзники по коалиции. В Париже накануне отдали дань семи морским пехотинцам, убитым в исламской республике на прошлой неделе. Пятеро военных погибли в результате теракта, еще двое – в перестрелке с талибами. В траурной церемонии в парижском Доме инвалидов принял участие президент Франции Николя Саркози. Всего за время афганской кампании погибли 70 французских военнослужащих.