Экономия по-итальянски: глубинка разбегается кто куда

Итальянские деревни борются за выживание. В буквальном смысле. Власти хотят упразднить все населённые пункты с населением меньше тысячи человек, чтобы не тратить на них бюджетные деньги – в стране началась жесткая экономия.

Итальянские деревни борются за выживание. В буквальном смысле. Власти хотят упразднить все населённые пункты с населением меньше тысячи человек, чтобы не тратить на них бюджетные деньги – в стране началась жесткая экономия. И вот, чтобы остаться на карте, кто-то зовёт к себе мигрантов с Лампедузы, а кто-то объявляет автономию.

Мэр деревни Филеттино второй день с народом, на площади раздает гульдены – независимость начинается со своей валюты. Для объявления автономии у Филеттино никаких исторических оснований, зато есть серьезный повод. Пытаясь экономить, итальянское правительство, – постановило деревни с населением до 1000 жителей упразднить. Мэра в отставку, местные советы распустить. Дела – уборка, свет, газ – передать крупным соседям. Не желая ни с кем объединяться, Филеттино потребовала признать себя княжеством. Готов герб, флаг, футболки с символом независимости, все продается в каждом магазине. В местных кафе уже разливают новый ликер "Княжеский" – горький, зато с привкусом свободы.

"Вместе с каждой деревней они уничтожают вековые традиции и историю. Раз правительству мы не нужны, мы отделяемся", – заявил мэр Филеттино Лука Селлари.

Филеттино, скорее всего, выживет. Только за сутки в мэрию поступило 12 тысяч заявок на прописку. Но вот кто поедет спасать остров Капрая в Средиземном море? Цивилизация вроде есть : паром на материк дважды в сутки, банкомат, почта, три магазина. Но у местных жителей никаких иллюзий: это не остров мечты. Единственное, что им непонятно, сколько из 47 необходимых миллиардов сэкономит Италия, если их не станет. Зарплата мэра- 600 евро, у помощника – чуть меньше ста. Может, красоту, подводный мир и туристические перспективы острова больше оценит Франция, надеется мэр Капраи.

"Абсурд в том, что до города Ливорно, куда нас хотят причислить, плыть 3 часа, а Корсику отсюда видно. Нам к Франции ближе!" – угрожает мэр острова Гаэтано Гуарэнтэ.

Такие же настроения и на севере, который весь держится на крохотных деревнях и малом бизнесе. Пьемонтская деревня Аччельо просила помощи у острова Лампедуза, который уже год страдает от наплыва беженцев. Чтобы выжить, Аччельо не хватает 822 резидента, а для Лампедузы это ежедневная норма. Ровно столько человек каждые сутки приплывает на остров из Туниса и Ливии. Приглашая мигрантов на постоянное место жительства, в деревне предупреждают: с рабочими местами напряженно, а вот пустующих домов – жилья – сколько угодно.

В 1985 году указом президента Италии мэру Аччельо присвоили рыцарское звание, но он до сих пор, пытаясь экономить, половину городских дел делает сам: убирает снег, мусор, привозит дрова. Бюджет его деревни – один из самых маленьких в стране, но, спасая муниципалитет, он готов полностью отказаться от государственной помощи и вместе с новыми жителями перейти на самоснабжение.

"Не понимаю, зачем нас упразднять, – удивляется мэр Аччельо Риккардо Бенвеню. -Пыль в глаза итальянцам, мол, экономим? Может, лучше парламент почистить? Три деревни стоят как половина сенатора!"

За великий экономический маневр Италии по экономии – 47 миллионов, который поспешила одобрить Европа, на самом деле ни сенат, ни нижняя палата, пока так и не проголосовали. Правки вносятся каждый день, в надежде что-нибудь урезать безболезненно власти опять заговорили о новом повышении налогов. Это значит – за маленькими бедными деревнями борьбу за независимость начнут крупные и богатые предприниматели.