Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) один из самых крупных в России коллекционеров. Художники дарят, министерство культуры закупает. Когда построят Московский музей современного искусства, зритель сможет оценить масштаб этой коллекции. Пока же ее показывают частями. Раньше был принят незамысловатый формат: "Новые поступления". Не так давно стали делать выставки тематические.
"Цель – показать хорошие произведения искусства, которые есть в нашей коллекции", – рассказал Леонид Бажанов, куратор выставки.
Только свернули размышление куратора Виталия Пацюкова на тему "Коллаж в искусстве", уже открывают выставку на тему "Концепт в искусстве". Куратор Леонид Бажанов назвал ее "Визуальное/умозрительное". Но это не оппозиция. Существуют понятия такие общие, что позволяют описать любое явление. Визуальность и концепт из их числа. Художники всех времен и народов превращали идеи в картинки. Так, московские концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина визуализировали "русскую идею".
"Есть почвеннические идеи – буквально земля, есть хлеб, или русские художники философы, гуру отечественного интеллекта, это все соединено вместе", – пояснил Бажанов.
Визуальное: земля, хлеб, портреты философов. Умозрительное – в названии инсталляции "Русская идея". Знак умозрительного – "ежи", вылепленные из мякиша и отлитые в бронзе. А вот художник Франциско Инфанте умозрительные формы помещает в пейзаж.
Франциско Инфанте, художник, рассказал: "В этой природе существует другая природа, созданная человеком".
Для Виктора Скерсиса визуальное – буквы, умозрительное – их комбинации. Скерсис демонстрирует: "Это надпись "злая собака". Путем преобразований, так же, как это происходит в генетическом коде, образуются новые слова, новые фразы".
Но какими бы сверхконцептуальными ни были идеи, визуализация делает их менее строгими и более доступными. Игорь Шелковский, художник: "Есть такая поговорка, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Игру визуального с концептуальным Леонид Бажанов увидел и в графике Родченко и в фотографиях Дэмиена Хёрста, и в инсталляции Пола Маккарти. Оказывается, в коллекции ГЦСИ есть многое и разное. Для будущего международного музея современного искусства – это плюс. Но то, что куратору, поместившему в одном пространстве русского метафизика рядом с представителем Young British Artists, кажется диалогом, художнику кажется войной:
– Этой идее лет пятьдесят, – Шелковский
– Всё такое лобовое, прямолинейное, наглое, – Инфанте
Худшее от лучшего, визуальное от умозрительного предстоит отделить каждому зрителю, принявшему игру куратора Бажанова.