Умозрительный концепт

Читать Вести в MAX
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) один из самых крупных в России коллекционеров. Художники дарят, министерство культуры закупает. Когда построят Московский музей современного искусства, зритель сможет оценить масштаб этой коллекции. Пока же ее показывают частями.

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) один из самых крупных в России коллекционеров. Художники дарят, министерство культуры закупает. Когда построят Московский музей современного искусства, зритель сможет оценить масштаб этой коллекции. Пока же ее показывают частями. Раньше был принят незамысловатый формат: "Новые поступления". Не так давно стали делать выставки тематические.

"Цель – показать хорошие произведения искусства, которые есть в нашей коллекции", – рассказал Леонид Бажанов, куратор выставки.

Только свернули размышление куратора Виталия Пацюкова на тему "Коллаж в искусстве", уже открывают выставку на тему "Концепт в искусстве". Куратор Леонид Бажанов назвал ее "Визуальное/умозрительное". Но это не оппозиция. Существуют понятия такие общие, что позволяют описать любое явление. Визуальность и концепт из их числа. Художники всех времен и народов превращали идеи в картинки. Так, московские концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина визуализировали "русскую идею".

"Есть почвеннические идеи – буквально земля, есть хлеб, или русские художники философы, гуру отечественного интеллекта, это все соединено вместе", – пояснил Бажанов.

Визуальное: земля, хлеб, портреты философов. Умозрительное – в названии инсталляции "Русская идея". Знак умозрительного – "ежи", вылепленные из мякиша и отлитые в бронзе. А вот художник Франциско Инфанте умозрительные формы помещает в пейзаж.

Франциско Инфанте, художник, рассказал: "В этой природе существует другая природа, созданная человеком".

Для Виктора Скерсиса визуальное – буквы, умозрительное – их комбинации. Скерсис демонстрирует: "Это надпись "злая собака". Путем преобразований, так же, как это происходит в генетическом коде, образуются новые слова, новые фразы".

Но какими бы сверхконцептуальными ни были идеи, визуализация делает их менее строгими и более доступными. Игорь Шелковский, художник: "Есть такая поговорка, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Игру визуального с концептуальным Леонид Бажанов увидел и в графике Родченко и в фотографиях Дэмиена Хёрста, и в инсталляции Пола Маккарти. Оказывается, в коллекции ГЦСИ есть многое и разное. Для будущего международного музея современного искусства – это плюс. Но то, что куратору, поместившему в одном пространстве русского метафизика рядом с представителем Young British Artists, кажется диалогом, художнику кажется войной:

– Этой идее лет пятьдесят, – Шелковский

– Всё такое лобовое, прямолинейное, наглое, – Инфанте

Худшее от лучшего, визуальное от умозрительного предстоит отделить каждому зрителю, принявшему игру куратора Бажанова.