Правительство намерено обязать банки делиться информацией по валютным операциям, относящейся к сфере банковской тайны с Росфиннадзором, налоговыми органами и таможенной службой. Взамен кредитным учреждениям предоставят возможность получать некоторые интересующие их сведения от ФТС и ФНС. Предполагается, что внесенный правительством в четверг в Госдуму РФ соответствующий законопроект может быть принят уже в течение месяца.

Данным проектом предлагается устранить пробелы в законах "О банках и банковской деятельности" и "О валютном регулировании и валютном контроле", в сфере обмена информацией между банками и фискальными органами. До сих пор кредитные организации, как правило, отказывали Росфиннадзору, налоговым органам и таможенной службе в предоставлении данных о валютных операциях, открытии и ведении счетов, ссылаясь на то, что эти сведения являются банковской тайной, к которой названные структуры не имеют права доступа, в соответствии со статьей 26-й закона "О банках". Исходя из чего, мировые судьи в спорах между чиновниками и банкирами обычно прекращали производство по таким делам, отмечалось в пояснительной записке к документу.

Но в прошлом кризисном году ФНС предложила правительству наделить ее органы правом доступа к упомянутым сведениям. Собственный проект по данному поводу представила в марте 2010 года и Федеральная таможенная служба. И уже в апреле правительство утвердило подготовленный Минфином законопроект, которым оговаривалась и ответственность чиновников за разглашение банковской тайны. Помимо прочего, документом предусматривалась также возможность получения уполномоченными банками и ВЭБ информации от ФТС и ФНС - запрошенной в рамках осуществляемого ими валютного контроля - о соответствии (не соответствии) сведений в представленных резидентами таможенных декларациях о пересечении товаров через границу РФ, а также данных об открытии ими счетов в зарубежных банках. Сроки отправки ответов на подобные запросы ограничены 14 днями.

Комментируя Вестям.Ru предложенные новации, член комитета Госдумы РФ Павел Медведев, подчеркнул, что вследствие их утверждения, некогда крохотная, статья 26-я закона "О банках", и без того уже изрядно разросшаяся со времени его принятия в декабре 1990 года, пополнится парой новых абзацев. И это, объективно, не очень хорошо, поскольку подразумевает очередное изъятие из самого понятия "банковская тайна". Тогда как для клиентов банков, конечно, предпочтительнее быть уверенными в том, что данные об их операциях не станут достоянием, не всегда дружественно настроенных по отношению к ним, структур, уточнил Медведев.

Но, с другой стороны, продолжил он, глобальный экономический кризис также подтвердил и необходимость более эффективного контроля деятельности банковского сектора и финансовых потоков. И сегодня, озабоченный "дырой" в бюджете, Минфин, разумеется, весьма заинтересован в том, чтобы сделать подконтрольными, например, валютные операции тех юридических лиц, которые сначала выводят свои средства за рубеж, а затем рассказывают на родине грустные истории об отсутствии у них денег для налоговых выплат. Осознав эту обеспокоенность, далее, очевидно, даже те депутаты, которых не воодушевляет расширение перечня изъятий из понятия "банковской тайны", поддержат проект правительства. К слову, при наличии соответствующих пожеланий последнего, он может быть принят Госдумой в течение месяца. И в этой ситуации банки, хотя и выступят с определенными возражениями, все же очень сильно противиться новшествам не станут, предположил парламентарий.

В свою очередь, и аналитик банка "Траст" Юрий Тулинов ответил Вестям.Ru, что банковское сообщество может воспринять нововведение "с пониманием". Как известно, добавил он, в кризис многие банки неплохо заработали, благодаря активным валютным операциям, а теперь, очевидно, регулятор хотел бы усилить контроль и в данной сфере. И так как в сложный кризисный период российские власти, в том числе финансовые, многое сделали для поддержки кредитных учреждений страны, банки, со своей стороны, также готовы сегодня поддержать усилия госструктур по дальнейшей стабилизации рынка и улучшению его регулирования, констатировал Тулинов.

К тому же, отметил он, в последнее время все большая часть информации о деятельности банков становится открытой (в частности, с начала текущего года они публикуют в Интернете сведения о своих собственниках). И, как оказалось, это помогает потенциальным клиентам сделать более осознанный выбор оптимального варианта. Что же касается опасений по поводу предстоящего увеличения числа допущенных к банковским тайнам чиновников, то, поскольку таковые уже есть, остается надеяться, что и вновь обращенные будут помнить о предусмотренной законом ответственности и не станут полученными знаниями злоупотреблять, заключил аналитик банка "Траст".

"Россия, конечно, не Швейцария, в которой понятие банковской тайны веками оставалось священным. Однако, и в нашей стране очередная атака на банковскую тайну приведет к оттоку за рубеж операций, наиболее интересных для фискальных и таможенных органов",- заявил Вестям.Ru начальник аналитического управления "БФК-банка" Максим Осадчий. При этом, пояснил он, предусмотренное законопроектом предоставление отечественным кредитным учреждениям информации о счетах клиентов в зарубежных банках выглядит, хотя и немаловажной, но все же половинчатой мерой. На сегодня, к примеру, при решении о предоставлении кредита физлицу банк использует весьма неполные, а зачастую и недостоверные источники, в виде кредитной истории и справки с места работы о доходах.

Но если бы он обладал еще и доступом к соответствующей информации от ФНС, а также к данным об экспортно-импортных операциях юрлиц от ФТС, это помогло бы значительно снизить банковские риски и активизировать процессы кредитования, подчеркнул Осадчий. К тому же, заметил он, госструктуры, вряд ли, будут достаточно быстро отвечать на запросы банков, что необходимо для них при принятии оперативных решений. А без этого также не удастся наладить действенную "обратная связь", уточнил начальник аналитического управления "БФК-банка".

Впрочем и, по его предположению, активных протестов у представителей банковского сообщества предложенные поправки не вызовут. Кстати, в ходе их обсуждения эксперты указали также и на существующую "электронную дыру", через которую осуществляются, хотя и виртуальные, но вполне реальные валютные операции, пока не взятые под должный контроль.