"Союз-ТМА-М" успешно стартовал с Байконура

Модернизированный "Союз" стартовал точно по графику
Модернизированный "Союз" стартовал точно по графику

С космодрома Байконур к Международной космической станции (МКС) успешно стартовал первый модернизированный корабль "Союз" с экипажем следующей длительной экспедиции. Этот запуск открыл серию из трех испытательных полетов новых "Союзов", оснащенных цифровыми системами.

"Союз ТМА-М" доставит на станцию экипаж МКС-25/26 – россиян Александра Калери, Олега Скрипочку и астронавта НАСА Скотта Келли, которым предстоит проработать на орбите более пяти месяцев. Впервые в составе экипажа нет ни одного российского военного (астронавт НАСА Скотт Келли – капитан первого ранга ВМС США). Ранее при совместном полете двух россиян всегда соблюдался паритет – обычно пилотировал "Союз" военный летчик из отряда Центра подготовки космонавтов, а кресло второго пилота занимал инженер. Теперь компанию военному летчику Келли составили два гражданских инженера из Ракетно-космической корпорации "Энергия", где создаются и модернизируются корабли "Союз".

Перед экипажем МКС-25/26, который на орбите присоединится к россиянину Федору Юрчихину и астронавтам НАСА Дугласу Уилоку и Шеннон Уокер, стоит много непростых задач. В программе полета экспедиции – прием и разгрузка двух российских грузовых кораблей "Прогресс", второго европейского "грузовика" серии ATV " Иоганн Кеплер" и второго японского "грузовика" – HTV-2, а также совместная работа с экипажами двух шаттлов и три выхода в открытый космос в интересах российского сегмента. Помимо этого, в конце ноября текущего года Калери и Скрипочке предстоит отстыковать от нового российского модуля "Рассвет" (МИМ-1) корабль "Союз ТМА- 19" с помощью модернизированного пульта "Нептун-МЭ".

Кроме того, экипаж должен выполнить научную программу, российская часть которой состоит из 41 эксперимента, некоторые из них будут проводиться впервые. Стыковка "Союза ТМА-М" с МКС запланирована на 04:02 по московскому времени 10 октября.

В настоящее время "Союз ТМА-М" уже отделился от ракеты-носителя и вышел на расчетную орбиту. О наступлении невесомости "просигналил" подвешенный над приборной панелью талисман командира экипажа Александра Калерии – маленькая плюшевая обезьянка, для которой этот полет в космос – уже пятый, как и для ее хозяина. Она всплыла наверх и замерла под потолком "Союза". Расчетное максимальное удаление космического корабля от Земли составляет 242 километра, минимальное – 200 километров. Наклонение орбиты – 51,67 градуса, период обращения вокруг Земли – 88 минут 64 секунды. По данным телеметрической информации, полет проходит в штатном режиме. Самочувствие российских космонавтов Александра Калери, Олега Скрипочки и астронавта НАСА Скотта Келли хорошее.

Кресло командира модернизированного корабля "Союз ТМА-М" занимает один из патриархов отряда космонавтов России – 54-летний Александр Калери. Его называют орбитальным долгожителем: за четыре длительных полета на комплексе "Мир" и МКС он провел на орбите более 610 суток и совершил пять выходов в открытый космос общей продолжительностью 23,5 часа. "Калери входит в пятерку самых самодостаточных и психологически устойчивых космонавтов в российском отряде", – подчеркнула главный космический психолог Ольга Козеренко.

У родившегося в латвийском городе Юрмале космонавта – большой опыт работы в интернациональных коллективах: на "Мире" и МКС ему приходилось делить трудовую вахту с астронавтами из США, Германии и Франции. Кроме того, по программе МКС Александр Калери готовился к полету вместе с испанцем и голландцем.

Выпускник Московского физико-технического института (МФТИ), в 1979 году он начал работать в Ракетно-космической корпорации "Энергия". Параллельно Калери учился в заочной аспирантуре МФТИ, которую закончил в 1983 году. Спустя год инженер Калери, занимавшийся исследованием аэродинамических нагрузок, был зачислен в отряд космонавтов "Энергии". В 1986 году он завершил курс общекосмической подготовки с оценкой "отлично".

Карьеру космонавта Александр Калери начал в 1992 году на орбитальной станции "Мир". Во время его полета была выполнена не только программа российской экспедиции, но и две совместные программы – с Германией и Францией. Вторая экспедиция в 1996-1997 гг. вошла в историю несколькими событиями: первым автономным полетом грузового корабля с последующим его возвращением к станции, впервые выращенной в космосе пшеницей и другими.

Третий полет Калери, совершенный в 2000 году, запомнился блестящими результатами эксперимента "Плазменный кристалл": впервые в мире в условиях невесомости были получены устойчивые упорядоченные пространственные структуры. "Плазменный кристалл" – очень красивый и близкий мне эксперимент, поскольку ставят его мои коллеги-физики", – признался Калери на предполетной пресс- конференции. Четвертый полет Калери совершил на МКС в 2003 году вместе с астронавтом НАСА Майклом Фоэлом. Это была вторая после катастрофы шаттла "Колумбия" экспедиция, когда экипаж МКС был сокращен до двух человек. Теперь же Калери предстоит работать в большом коллективе – на орбите он и его коллеги по экипажу "Союза ТМА-М" воссоединятся еще с тремя космонавтами.

На борт МКС Александр Калери взял с собой несколько талисманов, которые были с ним в предыдущих полетах. Так, индикатором невесомости и, по совместительству, талисманом корабля стала маленькая плюшевая обезьянка – тотем космонавта, который родился в год Обезьяны. На земле возвращение Александра с орбиты будут ждать жена Светлана и 14-летний сын Олег.

Бортинженер "Союза ТМА-М" 40-летний Олег Скрипочка летит в космос впервые. Уроженец города Невинномысск Ставропольского края, в 1987 году он окончил физико-математическую школу в Запорожье, параллельно занимался в Запорожском отряде юных космонавтов. Завершив учебу в школе, талантливый юноша приехал в Москву, где поступил в кузницу космических кадров – знаменитую "Бауманку" (Московский государственный технический университет им. Баумана) и окончил вуз в 1993 году по специальности "летательные аппараты". Еще будучи студентом, Скрипочка проходил производственную практику в Ракетно-космической корпорации "Энергия", куда и пришел работать после окончания вуза. С 1993 по 1997 год он работал в проектном отделе по разработке и эксплуатации наземного оборудования для транспортных и грузовых кораблей. В 1997 году молодого инженера отобрали в отряд космонавтов, а в 1999 году он завершил курс общекосмической подготовки и получил квалификацию "космонавт-испытатель".

С 2000 года Олег Скрипочка проходил подготовку в составе группы космонавтов-испытателей для полетов на МКС. В 2007-2008 гг. он дублировал своего коллегу по РКК "Энергия" Олега Кононенко, который готовился к полету в составе 17-й длительной экспедиции.

"Я наблюдал Олега, когда он был дублером, и я рад, что судьба нас свела в один экипаж, – сказал на предполетной пресс- конференции командир "Союза" Александр Калери. – С ним работать легко и свободно, и я думаю, что от полета мы получим удовольствие". Ожидает удовольствия от своего первого полета и сам Скрипочка. "Нам предстоит выполнить несколько десятков экспериментов, и каждый по-своему интересен. Может быть, в наибольшей степени творчество может проявиться в мониторинге земной поверхности, в экспериментах, которые связаны с видео- и фотосъемкой", – признался он. У гражданского инженера Скрипочки есть еще одно "небесное" хобби – он увлекается парашютными прыжками. На Земле возвращения главы семейства из первой орбитальной командировки ждут жена Елена и двое малышей – пятилетняя Даша и двухлетний Денис.

Астронавт НАСА 46-летний Скотт Келли, который в конце ноября примет бразды правления Международной космической станцией, занимает третье кресло в стартовавшем с Байконура корабле "Союз". Он впервые летит в космос на российском корабле, однако новичком его не назовешь – в 1999 году он входил в состав экипажа шаттла, который произвел ремонт космического телескопа "Хаббл", а в 2007 году на "челноке" "Индевор" совершил двухнедельный полет на МКС.

Уроженец штата Нью-Джерси, в 1987 году Скотт Келли получил степень бакалавра в области электрического машиностроения в Морском колледже при Университете штата Нью-Йорк, а в 1996 году – степень магистра наук в области авиационных систем в Университете штата Теннеси в городе Ноксвилл.

Получив после окончания Морского колледжа офицерское звание, он стал летчиком авиации ВМС США. В 1993-94 гг. проходил обучение в школе летчиков-испытателей ВМС, после чего служил в Испытательной эскадрилье самолетов ударной авиации. Келли первым испытал самолет F-16 Tomcat, на котором была установлена экспериментальная цифровая система управления, и выполнил маневр с высоким углом атаки.

В 1996 году летчика-аса, налетавшего свыше 4 тысяч часов на более чем 30 типах самолетов, отобрали в отряд астронавтов НАСА. Пройдя двухлетний курс подготовки по программам "Спейс шаттл" и МКС, Скотт Келли работал техническим директором офиса НАСА в Звездном городке и дважды дублировал астронавтов из экипажей МКС.

"У него были две мечты – слетать в качестве командира миссии и в длительную экспедицию, и теперь эти мечты реализуются", – сказал на предполетной пресс-конференции командир экипажа "Союза" Александр Калери. По его словам, Келли – "грамотный, квалифицированный и требовательный, как и положено морскому офицеру". Все эти качества потребуются астронавту в предстоящей командировке на МКС, когда он в конце года сменит на посту командира экипажа своего соотечественника Дугласа Уилока.

Кроме того, Келли ждет на орбите одно приятное событие – в феврале 2011 года он на некоторое время воссоединится на станции со своим братом-близнецом Марком, который прилетит с короткой миссией на борту шаттла "Индевор". Это будет последний полет "челнока" по программе "Спейс шаттл" и первая в истории космонавтики встреча астронавтов-близнецов на околоземной орбите.

Талантливый летчик-астронавт Скотт Келли награжден многими наградами армии США и НАСА, а также имеет диплом Международной федерации астронавтики и почетную степень доктора наук от Университета штата Нью-Йорк.