Аварийную АЭС "Фукусима-1" в Японии продолжают охлаждать, но ситуация остаётся тяжёлой. Всегда ли АЭС в сейсмоопасном районе – костёр на пороховой бочке? Ситуацию вокруг атомной станции "Фукусима-1" Дмитрий Киселёв обсудил с директором международного Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН Александром Соловьёвым и главным директором Института энергетики и финансов Владимиром Фейгиным. в программе "Горячая точка" на радио "Вести ФМ".
Киселев: Добрый день. Это "Горячая точка" на "Вести ФМ". Ее ведущий я, Дмитрий Киселев. Понятно, что мы сегодня говорим о катастрофе в Японии, цунами, которое вызвало ядерную фактически крупную аварию и, в общем, катастрофу с человеческими жертвами на атомной станции. У всего этого есть долгосрочные последствия. Мы постараемся как-то оценить их сегодня. И у нас в студии директор Института энергетики и финансов Владимир Исаакович Фейгин. Здравствуйтеф, Владимир Исаакович.
Фейгин: Здравствуйте.
Киселев: И директор международного Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики Российской Академии наук, член-корреспондент Российской Академии наук, доктор физико-математических наук Александр Анатольевич Соловьев. Здравствуйте, Александр Анатольевич.
Соловьев: Здравствуйте.
Киселев: Вот уже пишут, что это первая природная катастрофа, которая вызвала техногенную катастрофу такого масштаба. Вот раньше такой связки не было. Что все это означает?
Соловьев: Если позволите сказать, наверное, если мы будем говорить о масштабах, то действительно это в самом деле так. Ну, раньше, естественно, когда происходит землетрясение, например, и при этом происходит в достаточном месте, где достаточно сложные сооружения, обычно катастрофы техногенного плана после этого все-таки бывают. И более того, считается, что вообще наш мир стал гораздо более уязвимым к природным бедствиям, поскольку в силу собственно сложности инфраструктуры, поскольку даже, может быть, те места, где сравнительно небольшой силы возможны землетрясения, теперь становятся опасными, именно поскольку вот эти сложные инфраструктуры, они более уязвимы, пусть даже и на сотрясаемость существенно меньше.
Киселев: То есть у вас такая позиция воинствующего материализма. Может быть, все-таки проблема не в том, что эти объекты стоят в таких местах, а проблема в том, что чей-то разум поставил эти объекты в таких местах. Когда американская компания "Дженерал электрик" строила ядерную станцию "Фокусима-1" чуть ли не на пляже, буквально на берегу моря, в сейсмической зоне, то, наверное, чьи-то головы все-таки решили, посмотрев на карту, поставить ее именно там. Более того, чьи-то головы не просчитали уровень сейсмической опасности, поскольку предусмотрели там защиту от землетрясения в уровень 6,5 балов, а несколько лет назад повысили до 7-ми. То есть станция была рассчитана на 7 баллов, а оказалось, что есть 9. То есть как бы тоже ошибка, человеческая ошибка. Она же не сама, эта станция, приземлилась откуда-то, и вот она оказалась, и мы с ней имеем дело.
Соловьев: Здесь бы я позволил немножко с вами пополемизировать.
Киселев: Давайте.
Соловьев: Во-первых, 9 цифра называется. Это магнитуда землетрясения. При этом баллы тут не участвуют. Магнитуда – это просто десятичные логарифмы…
Киселев: Так, давайте, магнитуда.
Соловьев: Дальше. Что касается сотрясается, то, в общем-то, по данным, скажем, которые мне известны из Института физики Земли, сотрясаемость там не превосходила восьми баллов, что тоже достаточно много. Но вообще-то атомные электростанции в таких сейсмоопасных районах строятся (ну, сейчас во всяком случае строятся, я вот, честно говоря, не имею данных по поводу конкретной этой электростанции) в расчете на балльность 9. То есть, и более того, создается впечатление, что если бы было бы только землетрясение, не было бы цунами, то никаких бы серьезных неприятностей на этих атомных электростанциях не случилось. А здесь основная проблема была в том, что вот эта 10-метровая волна цунами была, и соответственно…
Киселев: Хорошо, что такое тогда цунами? Цунами – это, я так понимаю, подъем уровня Мирового океана и образование такой волны вследствие подъема морского дна. Так ли это? Либо изменение его конфигурации. То есть как бы снизу подталкивает воду что-то.
Соловьев: Цунами, данное конкретное цунами возникло, естественно, по причине землетрясения, по причине вертикальных колебаний морского дна. Но вот кто мог предположить, что будет 10-метровая волна цунами?
Киселев: Были и 30-метровые волны. Мы помним Таиланд, так сказать, там были волны и повыше.
Эфир программы "Горячая точка" слушайте в аудиофайле




















































































