Недавняя трагедия в Турции, когда в автокатастрофе погибли российские туристы, далеко не первая подобного рода. Как уберечься от несчастья? Что можно сделать для обеспечения собственной безопасности при поездках на экскурсионных автобусах? Дмитрий Медведев заявил, что необходимо улучшить имидж российских предпринимателей. Кто должен заниматься этим? Эти вопросы в прямом эфире радио "Вести ФМ" Елена Щедрунова и Максим Шевченко обсудили со слушателями.

Египтяне не знают ПДД

Щедрунова: Начнем мы с катастрофы, которая произошла сегодня в Турции, я думаю, Максим ко мне присоединится, мы выражаем соболезнования…

Шевченко: Естественно.

Щедрунова: …Абсолютно всем родственникам и тех, кто погиб, и кто пострадал. К несчастью, это не такое уж редкое событие в нашей жизни. Начинается туристический сезон. И по-моему, только прошлый год обошелся без крупных каких-то аварий, катастроф, а так почти каждый туристический сезон в Турции нам приносит сообщения о гибели сограждан, которые именно гибнут а автокатастрофах. И я хотела бы обсудить этот сюжет с такой точки зрения: может быть, в мы в чем-то сами виноваты, может быть, мы не требовательно относимся к людям, которые нас обслуживают? Помните, постоянно говорили туристам российским, не покупайте туры где-то на улицах, которые будут гораздо дешевле, но неизвестно, какие автобусы вам дадут, неизвестно, какие водители будут. Нынешняя автокатастрофа случилась с автобусом, который абсолютно точно заказан был российской фирмой. Вроде все проверено, все замечательно. Тем не менее, люди не убереглись. Вопрос такой: а мы как-то сами можем проследить за тем, что происходит? Предположим, говорят, водитель уснул за рулем, если видишь, что водитель засыпает, может быть, как-то следить за этим водителем? Я не знаю, может быть, как-то страховаться, Максим? Или так отдаться в руки Божьи, как будет, так и будет?

Шевченко: Моя позиция – отдаться в руки Божии и не следить за водителем в автобусе, а смотреть по сторонам, любоваться красотами Турции. А то, что может случиться беда с каждым человеком – это у кого на роду что написано, то с тем и случится. Фирма, которую мы не будем называть в эфире, которая организовала этот автобус – это крупнейший оператор, который занимается Турцией много лет, который в принципе гарантирует, на мой взгляд, качество, и подтверждает его. И миллионы туристов российских, которые съездили, знали, что это в принципе… Мне кажется, что эта катастрофа – это несчастный случай. Я знаю, я очень люблю бывать в Турции, я честно вам скажу, я считаю, что турецкие курорты одни из самых лучших, особенно в этом районе – Кемера-Анталии – там, где сосны. И Турция за прошедшие буквально несколько лет настолько подняла уровень своей туристической индустрии, настолько подняла качество дорог, и если еще несколько лет назад можно было встретить автобусы очень старые, разбитые, сейчас это, как правило, очень хорошие автобусы. Хотя я не знаю, какой именно автобус заказали туристы. Но скорей сего, это все-таки несчастный случай - и катастрофа. И мы видим, какая быстрая реакция турецкого правительства, властей, как скорые помощи, пожарные машины несутся, как сразу турецкий МЧС туда пришел и, в общем, турки проявили достаточно серьезное соболезнование. Мне, кстати, не кажется, что только в Турции это все происходит. Недавно во Вьетнаме было, там упал автобус в пропасть, в Австрии была катастрофа. Австрия – не Турция, согласитесь.

Щедрунова: В Египте бывают очень часто катастрофы.

Шевченко: А вот Египет – это другая история. Я был и в Турции, и в Египте. Если в Турции правила на дорогах более или менее соблюдаются, могу сказать, то в Египте – мы ездили там на машине, там иногда вечером можно встретить мчащиеся автобусы, которые без света просто мчатся, и только чудом их можно увидеть во тьме, как снаряд огромный летит по внешней полосе, может по встречке. Вот у египтян с этим гораздо хуже, они как раз правила вообще не знают движения.

Русский авось

Михаил: Я хотел рассказать о случае, который был в 2002 году. Не было билетов на самолет, на поезд, и я решился на автобус. И выезжали с Лужников в регионы вечером, и водитель спал, его разбудили - молодой парень; а другой водитель, который выехал из Москвы, когда стемнело, в багажник автобуса залез спать. А этот парень сел. Видимо, он не выспался или плохо себя чувствовал, но он спал. Я сидел впереди и обратил внимание, что он засыпает за рулем, и в этот момент я стал за ним следить. И буквально через 10-15 минут там был поворот, а он прямо ехал, напрямую. Я его быстро разбудил, он успел сделать поворот направо и сразу остановился. Все в автобусе спали, только мы вдвоем не спали. Никто ничего не заметил. Он вышел в кафе и сразу заказал двойной кофе, попил кофе, и утром всем рассказывал, что вчера так случилось, слава Богу, что все обошлось нормально.

Щедрунова: Мне очень нравится рассказ Михаила. Абсолютно такой русский авось. Он видит, человек вообще засыпает, и он его останавливает и будит только в тот момент, когда видит, что сейчас просто все разобьются. Гениальная сцена, Михаил. Гениальная. А раньше его остановить нельзя было, сказать: "Эй, мужик, тормози, вообще выйди, иди проветрись!" Нет?

Михаил: Он, видимо, не выспался, его разбудил напарник…

Шевченко: Моя позиция следующая: я еще раз подчеркну, я противник того, чтобы пассажиры вмешивались в управление автобусами, я считаю, что гарантировать качественный отдых водителя должна та компания, которая, условно говоря, предоставляет услуги.

Кто имеет право называться бизнесменом?

Щедрунова: Сегодня на встрече с главами ведущих венчурных фондов США президент России Дмитрий Медведев заявил, что России необходимо улучшить имидж предпринимателя. У нас, надо признаться, образ бизнесмена пока не является для многих граждан нашей страны однозначно положительным, сказал президент России, но такова, к сожалению, история. У нас в течение 70 с лишним лет частного бизнеса как такого не было, и, по мнению Медведева, бизнесмен должен восприниматься как человек, который создает самое главное – новые рабочие места, новый продукт в экономике, который является основой для успеха и процветания общества в целом. Президент добавил, что свой весомый вклад в дело улучшения имиджа российского предпринимателя должны внести в том числе и СМИ. Вопрос к Максиму и вопрос всем вам: кто больше всего должен потрудиться для того, чтобы улучшить имидж российского предпринимателя? Власти, СМИ, сами предприниматели? Может быть, вы добавите четвертый, пятый варианты? Максим, давайте!

Шевченко: Начнем со СМИ: те, которые негосударственные и те, которые зависят от предпринимателей. Сами СМИ в современной России являются бизнесом.

Щедрунова: Они создают положительный имидж предпринимателя?

Шевченко: Смотря какие.

Щедрунова: Ну вот частные, любое частное СМИ.

Шевченко: Смотря каким предпринимателем. Во-первых, начнем с того, что нет никаких предпринимателей вообще. Люди зарабатывают разными способами, и нет бизнеса вообще. Есть бизнес, который является финансовыми спекуляциями, есть бизнес, который является финансовыми инвестициями, есть бизнес, который связан с производством, есть бизнес, который связан со страхованием, с кредитом – каждый  бизнес надо рассматривать отдельно. У нас иногда бизнесом называют и скупку по низким ценам сельскохозяйственной продукции за счет того, что создается монопольная ситуация, и перепродажа ее потом в пятикратном размере. Эти люди тоже являются бизнесменами. Бизнес подразумевает свободный рынок. Если люди путем лоббистских методов создают монопольную ситуацию для своей, условно говоря, добычи денег, потому что это уже не бизнес. Бизнес - это когда ты в равной ситуации с другими пытаешься создать такую стратегию, которая тебе бы обеспечила успех. А если ты даешь взятку чиновнику, который душит всех остальных, и ты в каком-то сегменте бизнеса являешься абсолютным монополистом, который определяет закупочные цены, который определяет цены, который определяет свою прибыль заранее, точно знает. И прибыль монополиста практически не зависит ни от чего, кроме его желания ставить такие деньги, а не другие. Вот такие бизнесмены, мне кажется, не имеют права называться бизнесменами.

Полностью беседу Елены Щедруновой и Максима Шевченко о трагедии в Турции и имидже бизнесменов слушайте в аудиофайле