Валерию Баринову, народному артисту России сегодня исполняется 65 лет. Актер, успевший поработать в Малом, Александринском театре, в Театре Российской армии, сегодня служит в московском ТЮЗе. Об этой и других параболах актерской судьбы – культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Лично м не жаль, что Баринов ушел из Малого театра: эта сцена, эти традиции, звание Дома Островского - ну, все по нему, как будто по нему сшито, и роли Островского сидели на нем, как влитые. И когда он Ахова играл, и когда в "Трудовом хлебе" - на крошечной малой сцене в филиале на Ордынке. Но вот он - театр, какие-то, быть может, минутные трения приводят к таким решениям. Остались, как говорится, друзьями, но я знаю: в Малом очень многие бывшие партнеры актера также, как и я, да конечно - еще сильнее - жалеют о том, что Баринов ушел в московский ТЮЗ.
Он впал в детство. Баринов ушел в ТЮЗ, потому что в ТЮЗе сегодня ставит Кама Гинкас, режиссеру был нужен именно такой - кряжистый, мощный, настоящий русский мужик, - такой, чтобы сыграл Бронзу в рассказе Чехова "Скрипка Ротшильда", такой, чтобы кожа дубовая. А потом - Чехов советовал всем по капле выдавливать из себя раба, а герой Баринова по капле впускает в себя человеческое. Я даже не знаю, кто бы из ныне живущих актеров сыграл это лучше Баринова. И Гинкас доволен.
"Я вспоминаю это время как счастливое время. Преодоление творческих трудностей - это колоссальное удовольствие. Вот мы вместе с ним, Игорем Ясуловичем с удовольствием преодолевали творческие трудности, который ставил перед нами Чехов", - говорит Гинкас.
Баринов - такой хороший актер, что даже какие-то ходульные сюжетные повороты недавнего фильма "Концерт", как будто взятые напрокат из прежних времен, из времени холодной войны, уже и не такими страшными кажутся. Смотришь на Баринова, думаешь, ну, в общем, можно и так, ну, не очень правдоподобно, но чем черт не шутит. И прощаешь актеру его увлечения сериалами. Временами кажется, что он вообще ни от каких предложений не отказывается. Хотя это не так. Но Баринову есть, за что быть благодарным сериалам, слава его - всенародная - началась после "Петербургских тайн". Баринов это знает:
Я уже много раз говорил об этом. Режиссер, когда мы пришли, сказал: "Мы снимаем "мыло" для домохозяек, и помните это". Но тогда ещё актёры не знали, что такое "мыло", работали качественно, работали быстро", - вспоминает Баринов.
Баринов, при том, что он умеет играть и хороших, и плохих, и людей черствых, и тонко чувствующие натуры, прекрасен тем, чем сильно отличается в принципе от актеров-то: он - верный человек, что видно, к слову, и по его верности любимой команде. Баринова, конечно, не назовёшь лицом "Локомотива", но вот он им верен и в радости, и в нерадости тоже.
"Для меня футбол - довольно серьёзная часть моей жизни. И объяснить кому-то, что это для меня так много значит… Я даже сам себе это объяснить не могу, но значит многое", - говорит Баринов.
Театр - искусство жестокое. Вот уже назначена премьера нового спектакля Гинкаса. В главной роли - другой актер. Верность - не самая сильная сторона театра. Так что можно понять, как непросто живется Баринову, что как-то особенно искренне хочется ему пожелать, чтобы жизнь радовала и на сцене, и на стадионе.




















































































