"Мятежный театр" - так можно сегодня назвать театр-студию "Человек", который вопреки запрету Департамента культуры Москвы отважился сыграть спектакль. В Департаменте говорят, что это небезопасно для зрителей, у театра - своя точка зрения. Свое мнение сложилось и у культурного обозревателя радио "Вести ФМ" Григория Заславского.
Сегодняшний спектакль театр-студия "Человек" играть уже не имел права - из Департамента культуры Москвы пришло предписания, что помещение театра находится в аварийном состоянии и играть спектакли уже небезопасно для зрителей. В подвале в Скатертном переулке, где живет эта студия, недалеко от Нового Арбата, - зрителей помещается немного - человек 100 в лучшем случае, но и ими решили не рисковать.
Театр-студия "Человек" - из тех немногих, кто еще помнит свою полуподпольную историю. Здесь начинали Роман Козак и Александр Феклистов - в этом подвале они играли спектакль "Эмигранты" по пьесе Мрожека, в конце 80-х еще запрещенного в СССР. Здесь ставил первые свои знаменитые и прославившие его спектакли Сергей Женовач и так далее, и так далее. Когда стало все можно, закончилась полуподпольная жизнь театра-студии и началась просто подпольная, поскольку театру удобно было играть в подвале в центре Москвы. Таких небольших театров в подвалах жилых или нежилых домов много в Праге, в Амстердаме такие есть, - в общем, это добрая европейская традиция. Экспериментальному театру в таком небольшом пространстве уютно, хорошо.
Но у студии "Человек" здание - старое, пообещали лет 20 назад отремонтировать, вот уже 17 лет по каплям цедят на ремонт, а на серьезную, но не очень большую стройку никак не давали. Сегодня, наверное, подвал и вправду уже не тот, что 17 лет назад. Вот, от греха подальше, им и запретили играть.
А в театре подумали-подумали и решили отправить телеграмму мэру Собянину - мол, мы не имеем права обмануть зрителей. И ещё пригласили мэра прийти и посмотреть спектакль. Написали в телеграмме: "Ждем вас и просим разрешить играть спектакли, уже заявленные в репертуаре". Сегодня, презрев запрет, как мятежный броненосец "Потемкин", театр, гордо подняв голову, сыграет один из самых старых своих спектаклей - "Стриптиз" по Мрожеку, где одну из главных ролей играет Валерий Гаркалин. Хорошо, а что будет с театром, когда закончится заявленный репертуар? Закроется?
Трудно сказать, сумеет ли выбраться к ним мэр или кто-то из его замов. Хочется сказать, что в нынешних условиях - повальной экономии средств, в том числе и в культуре - жизнь таких вот маленьких театров вызывает особую тревогу. Вот сгорел, например, театр "ОКОЛО". Вроде бы уже сколько раз принимали решение начать строить сцену для него. А где ее сегодня строить? Там, где она раньше была, уже торчат мансарды, - жильцы соседнего дома быстро сориентировались, и на месте бывшей сцены уже сверкают застекленные балконы.
У театра-студии "Человек" - похожие проблемы. Там, где должны были для них что-то пристроить, уже сидят арендаторы. Летом - шашлыки жарят, зимой - может быть, спят. Но для театра там уже места нет и не предвидится.
Что в связи с этим хочется сказать? В Москве, конечно, немало хороших больших театров, так же и с маленькими - есть хорошие и плохие. Жаль будет, если Москва лишит себя одного из лучших и, с точки зрения бюджета, самых для нее недорогих удовольствий.





















































































