К совместному освоению новых нефтяных месторождений на арктическом шельфе в Карском море российская компания "Роснефть" и британская BP, в принципе, могли бы приступить не раньше, чем через пять лет. Об этом сообщил Вестям.Ru руководитель лаборатории "Арктик-шельф" ГУ "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" (ГУ ААНИИ) Юрий Гудошников.
Две компании на днях договорились об обмене пакетами акций, в результате чего BP станет крупнейшим миноритарным акционером "Роснефти", которая в конце ноября приобрела лицензии на три Восточно-Приновоземельских участка в Карском море. Их ресурсы оцениваются, примерно, в 49,7 миллиона тонн нефти, 1,8 триллиона кубометров газа и 49 миллионов тонн конденсата. Ранее, встретившись с главой британской нефтекомпании Робертом Далли в Москве, премьер-министр РФ Владимир Путин, заявил, что российское правительство поддерживает сделку и готово создать "самый благоприятный налоговый и административный режим при осуществлении проекта разработки арктического шельфа". По словам вице-премьера РФ Игоря Сечина, инвестиции в геологоразведку данного района составят порядка 1,4-2 миллиарда долларов.
А в подобных случаях, отметил Гудошников, говоря о сроках, также следует иметь в виду вероятные объемы финансирования, учитывая, в том числе, реальную мировую конъюнктуру в данном конкретном периоде. Скажем, добавил он, при цене нефти в 20 долларов за баррель понадобится значительно большее количество лет для того, чтобы отбить деньги, вложенные в столь сложный проект. Тогда как при цене в 200 долларов за баррель он способен окупиться гораздо быстрее. И в этих условиях его финансирование может оказаться более весомым и соответствующие подготовительные работы будут продвигаться быстро и успешно.
Но, при любом раскладе, в соответствии с сегодняшними нормативными требованиями, строительству объектов в подобных районах должно предшествовать проведение соответствующих изысканий в течение 3 лет. В советское время обязательный "изыскательский" период достигал пяти лет. Но затем его сократили, очевидно, руководствуясь соображениями о грядущем глобальном потеплении. Впрочем, даже если бы оно наступило, это не обязательно облегчило бы строительные работы в упомянутом регионе. Хотя бы потому, что в результате увеличения текучести льдов умножилось бы и число айсбергов, способных существенно затруднить сооружение и эксплуатацию объектов на арктическом шельфе.
Некоторый опыт работы с айсбергами российские исследователи уже имеют. В частности, во время осуществленной представителями лаборатории "Арктика-шельф" экспедиции в северо-восточный район Баренцева моря в 2005 году ими была опробована уже использующаяся канадцами технология отбуксировки айсбергов. Тогда вмерзший в ледяное поле 200-тысячетонный айсберг сначала пришлось обколоть, а затем, обвязав тросами, отбуксировать в нужном направлении. В тот момент капитан "Михаил Сомов", осуществившего эту операцию, нарушал должностные инструкции, которыми запрещается приближение судна к айсбергам. Но так как делалось это не ради забавы, а в рамках научного эксперимента по решению одной из ключевых задач обеспечения общей безопасности подобных проектов, было решено пойти на риск. Сейчас же, как раз, готовятся нормативные документы, регламентирующие проведение подобных операций, подчеркнул руководитель лаборатории "Арктик-шельф".
Кстати, отметил Гудошников, по числу айсбергов, вмерзших в ледовые поля, Карское море может представлять наиболее существенную опасность. Правда, следует отметить, что в отличие от Штокмановского месторождения, где необходимые, в том числе и зимние, изыскания активно проводились исследователями в 2001-2009 годах, Карское море практически не изучалось с советского времени, когда каждую весну ежегодно организовывались так называемые "прыгающие" экспедиции, участники которых делали отборы воды, льда и т.д. А в зимний сезон и вовсе не проводилось никаких исследований. Теперь же, помимо прочего, здесь также понадобится изучить наличие рисков, связанных с торосами - ледяными завалами, способными также воспрепятствовать транспортировке добытой нефти. Например, на участках небольшой глубины торосы плугом могут "пропахать" и разрушить нефтепровод.
Впрочем, как показывает имеющийся опыт тех же канадцев или работающих на Аляске американцев, эти и другие сопутствующие подобным проектам проблемы возможно разрешить. Но при этом, чтобы заведомо обезопасить себя от многочисленных рисков, следует тщательно провести все необходимые подготовительные мероприятия - в полном объеме учтя специфику конкретного района разработки. И в этой связи, учитывая известный негативный опыт BP в Мексиканском заливе, британская компания, очевидно, также постарается заложить систему безопасности, кратно превышающей потенциальные риски, предположил представитель ГУ ААНИИ.
"Добыча нефти на суше ведется давно, запасы ее постепенно иссякают и нужно думать о будущем, в частности, об освоении новых месторождений в арктических морях", - заключил Гудошников.























































































