В России с четырехдневным официальным визитом, первым со времён СССР, приехал президент Латвии Валдис Затлерс. И впервые, как отметили главы двух государств, им удалось откровенно обсудить самые сложные вопросы в двусторонних отношениях.

В России с четырехдневным официальным визитом, первым со времён СССР, приехал президент Латвии Валдис Затлерс. И впервые, как отметили главы двух государств, им удалось откровенно обсудить самые сложные вопросы в двусторонних отношениях. Это и положение русскоязычного населения в Латвии, и тема разных взглядов на общее прошлое.

Визит президента Латвии еще до начала называли историческим или, как минимум, знаковым, ведь за всю новейшую историю впервые с момента распада СССР глава Латвийской республики посещает столицу России. Сегодня говорили открыто, что все эти годы отношения официальной Москвы и Риги складывались непросто. Но это не помешало подготовить и сегодня подписать сразу 9 документов. Среди них – соглашение об упрощении поездок жителей приграничных территорий, о борьбе с преступностью, об избежании двойного налогообложения.

Пока шло подписание, Дмитрий Медведев и Валдис Затлерс о чем-то тихо переговаривались и, кажется, были довольны результатами переговоров. Журналисты спросили Медведева: "А вы-то в Латвию поедете с ответным визитом?"

"Да, пригласили, – ответил российский президент. – Собственно, чего тут, после этого говорить, пригласили с радостью и с открытой душой, что называется. Мне приятно было услышать это приглашение. Так получилось, что я ни разу не был в Риге и ни разу не был в Латвии, и, конечно, мне просто интересно было бы побывать".

Обсуждали сегодня и весьма болезненные вопросы. Более трети населения Латвии – это русские или русскоязычные. И многие из них за все 20 лет независимости так и не стали гражданами. Ну, не может немолодой уже человек выучить довольно трудный латышский язык, чтобы сдать экзамен на гражданство, и такие люди живут в Латвии со специальными паспортами и не имеют права голосовать. Хотя, например, обязаны платить налоги.

"Мы исходим из того, что в отношении части людей, которые в настоящий момент не являются гражданами, рано или поздно должны быть приняты решения, которые позволят адаптировать их в нормальную социально-экономическую и политическую жизнь, – сообщил Дмитрий Медведев. – Господин президент дал мне абсолютно откровенный анализ того, что было, и что может быть, и это было полезно, потому что мы давно на эту тему вот так прямо глаза в глаза не разговаривали. Это нормально, потому что это непростая тема, но разговор откровенный и, конечно, в разрешении этой ситуации, прежде всего, как мне представляется, заинтересована сама Латвия, потому что это люди, которые живут на территории Латвии, которые, насколько я понимаю, хотят продолжать жить там".

"Мне этот вопрос задавали накануне визита, и вопрос был очень простой: "Как живут русские в Латвии?" Мой ответ был очень короток – "Хорошо". Каждая страна заинтересована, чтобы число граждан было побольше. И Латвия – не исключение", – отметил Валдис Затлерс.

Возможно, русские не слишком пропорционально представлены в политике балтийской республики, но в бизнесе русское влияние довольно ощутимо. Российские банки имеют блокирующие пакеты во многих латвийских банках. Российские компании активно инвестируют в латвийскую экономику. И такое сотрудничество России и Латвии вполне логично, но долгие годы политика этому мешала. Об этом президенты сегодня говорили открыто: различны исторические оценки событий Второй мировой, и советского периода жизни Латвии.

"Мы говорили о том, что сделать для преодоления тяжелых проблем прошлого, – рассказал президент России. – И хотел бы сказать, что мы с господином президентом договорились о создании специальной комиссии историков, которая должна более внимательно проанализировать исторические события прошлого, получить доступ к тем архивам, которые еще не были открыты и которые требуются для того, чтобы прояснить те или иные события нашего совместного прошлого".

Историкам, разумеется, есть, что обсудить. Да, была депортация тысяч латышей при Сталине. А с другой стороны – не будь латышских стрелков в Красной армии и ВЧК, то победили бы большевики в Гражданской? Правда, и в оценке событий, например, Второй мировой могут быть и общие подходы. Во всяком случае, когда на то есть политическая воля.