Войска Первого Украинского фронта и союзные нам англо-американские войска ударом с востока и запада рассекли фронт немецких войск соединились в центре Германии в районе города Торгау. Тем самым немецкие войска, находящиеся в северной Германии, отрезаны от немецких войск в южных районах Германии.
Светенко: Можно представить себе, как нервничали, на фоне сообщения о встрече на Эльбе, те, кто руководил штурмом Берлина. Маршал Жуков в тот день снял с должности командира Седьмого стрелкового корпуса генерала Чистова, хотя этот корпус продвинулся дальше всех. Вышел к набережной реки Шпрее, но форсировать ее не смог. Однако замена Чистова на генерал-полковника Черевиченко на продвижении войск не отразилась. 27 апреля произошло другое, очень знаменательное событие. По советскому радио выступил сам Верховный Главнокомандующий. Сталин публично выступал крайне редко. На первый взгляд, повод был очевиден - именно встреча на Эльбе. Однако в этом выступлении скрывался подтекст. Выступление лаконичное. Приведем его целиком: "От имени Советского правительства я обращаюсь к вам, командиры и бойцы Красной Армии и армий наших союзников. Победоносные армии союзных держав, ведущие освободительную войну в Европе, разгромили германские войска и соединились на территории Германии. Наша задача и наш долг – добить врага, принудить его сложить оружие и безоговорочно капитулировать. Эту задачу и этот долг Красная Армия выполнит до конца. Приветствую доблестные войска наших союзников, стоящие теперь на территории Германии плечом к плечу с советскими войсками и преисполненные решимости выполнить свой долг до конца". Конец цитаты.
Каждый, кто умел читать между строк, понял. Сталин не столько приветствует союзников, сколько призывает их сдержать обещания не принимать капитуляции немцев в одностороннем порядке. Фактически открытым текстом Сталин говорит англо-американцам: "Да, против вас немцы уже не воюют, а с нами бьются из последних сил в Берлине". Радиообращение Сталина объясняется тем, что накануне в открытой американской печати появились сообщения, согласно которым рейхсфюрер СС Гимлер через швейцарских и шведских дипломатов пытался установить контакты с командованием союзных войск в Европе. Но штаб генерала Эйзенхауэра однозначно отверг эти предложения. Но могли ведь сыскаться и менее одиозные фигуры, чем Гиммлер? Ну а кроме этого, конечно, подчеркнуто уважительные упоминания о союзниках - это, вот, "плечом к плечу" - это был сигнал тем особистам и политработникам из числа перестраховщиков, которые с недоверием и подозрительностью восприняли встречи на Эльбе. Не надо бояться встреч и объятий с американцами. Наоборот, встречи должны быть дружеские, а объятия - радушные. В эти дни - мы братья по оружию.
История с Андреем Светенко на радио "Вести ФМ"













































































