Акция протеста в Ливии с требованием отставки Муамара Каддафи вылились в уличные бои. Власти страны жестоко подавляют любые попытки даже мирных выступлений. По официальным данным погибли 84 человека. Международная правозащитная организация заявляет о 300 погибших. На связи со студией "Вестей ФМ" находится наш корреспондент в регионе Андрей Попов.

"Вести ФМ": Андрей, здравствуйте! Уличные бои развернулись в столице Ливии накануне. Сегодня манифестанты подожгли здание правительства. Неужели и в Ливии революции не избежать?

Попов: Вы знаете, то, происходит сейчас в Ливии, является как бы зеркальным отражением событий в Тунисе и Египте. Огромная масса протестующих выходит на центральную площадь городов, выдвигают схожие лозунги. Для организации выступления активно используется Интернет, а среди протестующих отчетливо прослеживаются организованные группы исламских организаций экстремистского толка. И несмотря на то, что население Ливии всего 6 с небольшим миллионов человек, в Египте, скажем, 80 с лишним миллионов, интенсивность и накал страстей здесь, пожалуй, не меньше. Власти запретили иностранным журналистам освещать происходящие события, но по данным, получаемым из Триполи, ситуация очень напряженная. Тысячи людей устремились на Зеленую площадь в центре Триполи, их встретили слезоточивым газом и резиновыми пулями. Протестанты в свою очередь жгут автомашины и забрасывают полицию камнями и бутылками с зажигательной смесью.

Все требуют отставки Муамара Каддафи, который не занимает никаких официальных постов, а является лишь лидером ливийской революции. Он находится на вершине власти уже 41 год. Сейчас он прочит на место главы государства своего сына – Сейфа Ислама. Его имя переводится как Меч Ислама. Основное противодействие происходит в Триполи и Бенгази – во втором по величине городе. При этом отмечают, что Бенгази находится практически в руках восставших, а солдаты удерживают лишь несколько зданий армейских казарм. По словам самого Сейфа Ислама, демонстранты захватили несколько складов с оружием. Учитывая то, что часть армии перешла на сторону восставших, утверждают западные СМИ, у восставших есть уже и танки. Власть вынуждена прибегнуть к помощи наемников из Чада и Нигера. Ситуация накалилась настолько, что появились сообщения о бегстве Муамара Каддафи, которые сын Каддафи, правда, опроверг.

"Вести ФМ": Андрей, скажите, а почему происходят такие события? Все-таки Ливия – не Египет. В Ливии люди жили побогаче, причем в Египте не было такой социальной напряженности.

Попов: Вы знаете, действительно, в Ливии жили побогаче, в Марокко жили побогаче, в Бахрейне жили богаче, но произошло то, что произошло. Вдруг во всех этих странах, в общем- то, неожиданно для властей и для многих западных наблюдателей одновременно вспыхивают восстания, которые провоцируют огромные массы людей выходить на площадь с требованием отставки правительства, демократических свобод и еще чего-то – повышения уровня жизни. Вот так произошло в Ливии вдруг ни с того ни с сего. Видимых предпосылок к этому, во всяком случае, не было.

"Вести ФМ": Получается, что для внешнего наблюдателя это все произошло достаточно неожиданно?

Попов: Да, действительно, для внешнего наблюдателя это произошло неожиданно, и наверняка внутри копились какие-то противоречия, которые, может быть, были подогреты и спровоцированы теми событиями, которые происходили в Тунисе и в Египте, и то, что в Тунисе и Египте народные массы смогли добиться своих требований, в какой-то степени это спровоцировало выступления в других арабских странах.