Оперу "Князь Игорь" впервые поставили в авторской редакции

Театр "Геликон-опера" впервые поставил знаменитую оперу Александра Бородина "Князь Игорь" в авторской версии. Свою единственную оперу ученый-химик Бородин писал 18 лет. После его смерти оперу дописали Римский-Корсаков и Глазунов.

Театр "Геликон-опера" впервые поставил знаменитую оперу Александра Бородина "Князь Игорь" в авторской версии. Свою единственную оперу ученый-химик Бородин писал 18 лет. После его смерти оперу дописали Римский-Корсаков и Глазунов.

За час до премьеры Елена Михайленко гримируется. Рассказывает не о себе – о Ярославне, об образе, который она создает уже много месяцев.

"Моя Ярославна, я думаю, все-таки отличается от другой транскрипции, – считает солистка театра "Геликон-опера". – Та больше плаксивая была дама, а у меня будет более такая жесткая, сильная и героически выдержавшая все испытания, которые падают на ее плечи".

Именно такую Ярославну видел в свое время Александр Бородин. К своей единственной опере "Князь Игорь" композитор написал не только музыку, но и либретто. "Когда Бородин умер, то Римский-Корсаков вместе с Глазуновым сделали клавир оперы. И вот 120 лет Россия и весь мир исполняли эту оперу в той редакции, которую мы знаем", – говорит художественный руководитель театра "Геликон-опера", народный артист России Дмитрий Бертман.

Первоисточник все это время лежал в архивах и канул бы в лету, не будь Бородин еще и гениальным химиком: все свои рукописи он покрывал яичным желтком и сушил на солнце, поэтому карандаш на нотных листах сохранился полностью.

"Геликон-опера" совместно с музеем имени Глинки решили представить зрителю оригинальную версию – ту, что Бородин писал почти 20 лет. Восстановили все: поменяли порядок картин, ввели новых героев, добавили сольные номера и даже ремарки.

"В один прекрасный момент на этой страничке появляется совершенно невероятная ремарка. Когда Ярославна падает в обморок, Бородин сверху листа пишет: "Акушера, доктора, фельдшера". Здесь проявился невероятный юмор Бородина", – рассказывает ведущий научный сотрудник ГЦММК им. Глинки Светлана Мартынова.

Для солиста Александра Киселева самым сложным оказался не вокал, а актерская игра. Без костюмов и декораций не просто спеть, а сыграть на сцене Князя.

Концертное исполнение оперы – только начало. По авторскому либретто и партитуре в "Геликон-опере" планируют поставить большой спектакль и открыть им новый сезон, когда в здании театра завершится реконструкция.