Тема:

Освобождение Виктора Бута 1 год назад

Адвокат Бута: суд над Виктором - попытка доказать верховенство интересов США

Виктор Бут был экстрадирован в США
Виктор Бут был экстрадирован в США
Виктор Бут был экстрадирован в США
Виктор Бут был экстрадирован в США
Суд над Виктором Бутом - это попытка американских властей доказать верховенство интересов США над интересами любой страны мира. Так охарактеризовал процесс над россиянином его адвокат Альберт Даян в эксклюзивном интервью "Голосу России". Вести.Ru частично публикуют это интервью.

Суд над Виктором Бутом - это попытка американских властей доказать верховенство интересов США над интересами любой страны мира. Так охарактеризовал процесс над россиянином его адвокат Альберт Даян в эксклюзивном интервью "Голосу России". Вести.Ru частично публикуют это интервью. Полностью его можно прочитать на сайте "Голоса России".

- Какие обвинения выдвинуты против Виктора Бута?

- Виктора Бута в США обвиняют, прежде всего, в подготовке заговора с целью убийства граждан США. Всего в его деле четыре обвинения. Подготовка заговора с целью убийства американских военнослужащих - это другое обвинение. Третье обвинение - подготовка заговора с целью приобретения и реализации средств противовоздушной обороны. И подготовка заговора с целью оказания материальной поддержки иностранной террористической организации.

- На что здесь нужно обратить внимание?

- Здесь нужно обратить внимание на то, что все обвинения начинаются со слов "подготовка заговора с целью". По моему мнению, всего в мировой уголовной практике есть три степени обвинения. Это обвинение в преступлении, которое уже было совершено, в покушении на совершение преступления и в подготовке к совершению преступления. Если такая подготовка проводится двумя или более лицами, это квалифицируется как подготовка заговора с целью совершения преступления. Именно это и инкриминируется Виктору Буту.

- Виктор был арестован в Таиланде по требованию США. Он проводил в Бангкоке переговоры. Прокуратура заявляет, что сделка, которую Виктор обсуждал во время ареста, была преступна по законам США. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Согласен, что Виктор Бут был арестован в Таиланде по требованию США. Он участвовал в Бангкоке в переговорах. Американская прокуратура заявляет, что сделка, которую Виктор обсуждал во время ареста, была преступной по законам США. При этом ни по законам Таиланда, ни по законам России эта сделка преступлением не является.

- Почему американские правоохранительные органы могут арестовывать граждан других стран не в Америке, а, например, в Таиланде?

- Американское правительство в данном случае присвоило себе право арестовать иностранного гражданина, который никогда в жизни не бывал в США. Причем арестовать в стране, где он не совершил никаких преступлений. Дело в том, что конгресс США дал американским правоохранительным органам право экстратерриториальной юрисдикции в случаях, когда действия любого человека или группы людей непосредственно связаны с интересами граждан США или США как государства.

- Какое значение имеет для американского законодательства дело Виктора Бута?

- Это как раз тот вопрос, на который прежде всего должен ответить американский суд. Это во многом историческое дело. Многое здесь совершенно беспрецедентно. Законодательство США прецедентно по своей природе. То есть решение судей опирается не только на законы, но и на прецеденты прежних судебных решений. При этом новые решения сами создают новые прецеденты.

Прецедент, который создает это дело в случае, если будет решено, что Виктора можно судить в США, будет очень и очень негативным для мира. Наличие такого прецедента обусловит легальное использование совершенно тоталитарного подхода США к юрисдикции в мировом масштабе. Спецслужбы США смогут арестовать любого неугодного Америке человека где угодно в мире и везти его на суд в США, даже при самых шатких доказательствах его виновности по американскому закону.

В Бангкоке с Виктором встречались агенты одной из американских спецслужб под видом лидеров организации FARC (Революционные вооруженные силы Колумбии) и при этом в разговоре несколько раз упомянули, что вооружения, о которых шла речь, нужны им, чтобы убивать американских граждан и представителей колумбийских органов власти, против которых они воюют.

По мнению прокуратуры, того факта, что Виктор участвовал в подобных разговорах, вполне достаточно, чтобы осудить его за подготовку заговора с целью убийства американцев. Как я понимаю сейчас, прокуратура даже не имела намерения проверить, собирался ли Виктор на самом деле продавать вооружения. Реальные намерения Виктора прокуратуру совершенно не интересовали ни до, ни после ареста.

- На чем же тогда базируются обвинения против Виктора Бута в Америке?

- В деле Виктора Бута все шло против обычной человеческой логики и с самого начала. Обычно бывает как: происходит преступление, и полицейские начинают искать преступника. Здесь все было наоборот. Преступление создали, придумали и подготовили сами правоохранители. Под конкретного человека.

У США никогда не было доказательств того, что Виктор когда-либо планировал или готовил убийство американских граждан. Поэтому американские правоохранители решили создать такую обстановку, своего рода западню, в которую Виктор мог бы угодить в разговоре с американскими агентами. Разговор записывался. Эта запись и составляет основу доказательной базы обвинения.

Я работаю в федеральных уголовных судах присяжных уже почти 15 лет. Решение взяться за процесс Виктора Бута было непростым для меня. Но с точки зрения человечности и профессионализма я верю и чувствую, что справедливость есть. И справедливость должна доказать то, что моя страна, моя любимая страна Америка поступает неправильно в отношении Виктора. Сам процесс весь неправилен. Я имею в виду, что было политическое вмешательство в процесс экстрадиции в Таиланде.

Кроме того, я верю, что Виктор не имел намерения наносить американцам какой-то ущерб.

- Насколько абсурдны обвинения против Виктора?

- Каким бы абсурдным ни было обвинение, опасность этого дела для Виктора заключается в том, что его судят в Америке. Понимаете? Его судят американские жители, американские присяжные. Речь идет о том, что у Виктора был умысел продать оружие для того, чтобы это оружие было употреблено для убийства американцев. Само обвинение создаст презумпцию виновности.

Но я верю, что, когда дойдет до присяжных, американские присяжные дадут Виктору шанс и выслушают правду о том, что произошло. Это шанс, которого до сих пор у него не было. В Таиланде просто шла политическая борьба и у Виктора не было шанса выйти на людей, чтобы его выслушали полностью.

- Насколько тяжело будет вести это дело и насколько тяжело будет добиться справедливости?

- В процессе Виктора Бута это будет очень тяжело из-за эмоционального эффекта: присяжные выслушают обвинения, а обвиняют Бута в сговоре убивать американцев. Очень большая опасность в том, что эмоции присяжных могут повлиять на их решение. На меня как на американца это бы тоже очень сильно повлияло. Задача адвоката - перебороть эти эмоции фактами и аргументами.

- Насколько состав присяжных будет не ангажирован, будет действительно объективен, будет подходить к делу без предвзятости?

- В начале процесса в федеральных судах Америки обвиняемому можно выбирать присяжных, которые ничего не знают о его деле. Но когда о его деле пишут в газетах, говорят по радио и по телевидению, будет сложно найти присяжных, которые не знают о нем. Но мы будем пытаться найти таких потенциальных присяжных, которые не слышали о фантазиях, которые о нем созданы была. Чтобы его просто судили как человека - факты и аргументы.

В 2005 году в Голливуде был снят фильм "Оружейный барон" (Lord of War). СМИ утверждали, что именно Бут стал прообразом Юрия Орлова, который в кино переправляет оружие в Африку. Мало кто помнит, что голливудские продюсеры отказались вкладывать в этот фильм деньги, поставив всю историю под сомнение.

Однако защита рассчитывает на победу здравого смысла. Ведь сейчас речь идет не об одном частном случае и даже не о будущем всей американской правовой системы. На кон поставлено соблюдение законов во всех странах. Если дело Бута закончится обвинением, ни один человек в мире не может быть уверен в том, что завтра его не обвинят в заговоре против американцев, послезавтра не арестуют, а через неделю он не предстанет перед судом в США.