На дне Балтики найдены корабли X или XI века

12 затонувших кораблей найдены на дне Балтийского моря, их обнаружили во время подготовительных работ по прокладке газопровода "Северный поток". Один из них, по предварительным оценкам историков, потерпел крушение на рубеже X и XI веков.

12 затонувших кораблей найдены на дне Балтийского моря, их обнаружили во время подготовительных работ по прокладке газопровода "Северный поток". Один из них, по предварительным оценкам историков, потерпел крушение на рубеже X и XI веков. Шведские археологи обратились к руководителям проекта Nord Stream с просьбой сохранить памятники старины.

Проект XXI века открывает артефакты раннего Cредневековья. На дне Балтийского моря найдены 12 затонувших кораблей. Их обнаружили, когда исследовали будущую трассу газопровода "Северный поток", который призван напрямую связать поставщика – Россию – и потребителей.

Находки лежат восточнее и южнее острова Готланд. Здесь всегда сходились многие морские торговые пути. Затонули корабли на глубине около ста метров. Суда относятся к различным эпохам развития Европы, но наибольшую ценность для историков, конечно, представляют обломки корабля, которые в данный момент предварительно датируются эпохой раннего Cредневековья – X или XI веком. Возможно, это боевой драккар одного из легендарных скандинавских конунгов.

Три корабля практически целы, сохранили не только корпус, но и оснастку, украшения, палубные детали. За штурвалом мог стоять шведский рулевой, который двести лет назад вел корабль в Стокгольм, но напоролся на камни у острова Готланд. Хорошее состояние объясняется довольно просто – специфической средой Балтийского моря, здесь нет корабельного червя. Так что суда лежали на песчаном дне, как в грандиозном морском музее, который охраняли сами воды Балтики.

Теперь за сохранность экспонатов будут отвечать люди. Представители национального музея морской истории Швеции уже обратились к руководителям проекта Nord Stream. В итоге было принято решение – подводные памятники, которые веками находились на дне, не должны пострадать.

Власти изучили обломки кораблей. Руководство Nord Stream, принимая во внимание культурное и историческое значение находки, пообещало, что при строительстве труборовода не будет нанесен никакой ущерб.

Как выяснилось, корабли лежат не на пути нитки газопровода, а в так называемом якорном коридоре. Он будет использоваться для стоянки судов, задействованных при строительстве Северного потока. План работ немного скорректируют, так, чтобы не повредить обломки кораблей.

Шведские историки будут пристально изучать кадры фото- и видеосъемки, собранные во время исследования морского дна. Дальнейшего исследования обломков пока не предполагается. Поднимать корабли тоже не будут. Они останутся на дне памятниками развития торговых и международных отношений в Балтийском регионе.