Президент Медведев провёл совещание, посвящённое проблемам инвестиционного климата в России - самой актуальной сейчас экономической теме. О чём на совещании не говорили, так это об инвестиционном поведении населения. Возможно, просто не успели. А ведь этим очень стоит заняться.

Президент Медведев провёл во вторник совещание, посвящённое проблемам инвестиционного климата в России - самой актуальной сейчас экономической теме. Да, пожалуй, и не только экономической. Посмотрев в экономические книги, мы увидим, что инвестклимат, наряду с климатом налоговым, таможенным и так далее, считается одной из составляющих более широкого понятия, делового климата; но это же разделение чисто формальное.

Как можно говорить о благоприятных условиях для инвестирования, если задраны пошлины на импортное оборудование, без которого многие инвестпроекты невозможны? Или при налоговой системе, не стимулирующей реинвестирование прибыли, то есть прямо ориентирующей множество предпринимателей на стратегию временщика? Так что серьёзного улучшения условий для роста инвестиций нельзя добиться, не добившись подвижек в решении самых разнородных проблем.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что на совещании у президента обсуждались достаточно многообразные меры. Это правильно - очень уж остро сейчас стоит вопрос об инвестициях. Сильно ударивший по стране кризис вновь подчеркнул, как сильно Россия зависит от экспорта сырья, и как эта зависимость неприятна.

Нам нужно как можно быстрее диверсифицировать экономику, а это требует огромных инвестиций. И если инвестиции, например, в нефтегазовый сектор могут быть увеличены за счёт штучных договоров с большими инвесторами, в том числе и договоров на политическом уровне, то для диверсификации нам потребны инвестиции существенно более дисперсные, а потому и существенно более зависимые от инвестклимата. Сейчас он явно недостаточно приемлем. Обратите внимание: уже все до одного эксперты, даже самые упёртые пессимисты, согласились, что острая фаза кризиса давно позади. Объёмы выпуска быстро восстанавливаются в большинстве отраслей, а в некоторых - уже восстановились. Но вот провал по инвестициям залечивается, к сожалению, гораздо медленнее.

В прошлом году в экономику России было вложено средств на 17% меньше, чем в 2008-м; от месяца к месяцу инвестирование оживляется, но пока - явно недостаточно. Министр экономического развития Набиуллина сказала на упомянутом совещании, что отношение инвестиций к ВВП должно составлять 30%. Правильно сказала - как минимум 30 (а для быстрой модернизации экономики хорошо бы и побольше); сейчас же у нас этот показатель не дотягивает и до 20%.

Среди упоминавшихся направлений необходимой работы я бы выделил два. Во-первых, как об очевидной необходимости говорится о совершенствовании налоговой политики в сторону стимулирования нужного для развития инвестиционного поведения. Сам тот факт, что стало можно громко говорить о необходимости налоговых стимулов и не получать немедленно гневного отпора от кудринского Минфина (как это было многие годы подряд), уже радует.

Теперь хорошо бы добиться, чтобы отход от налогового максимализма из теории перешёл в практику как можно разумнее - и как можно скорее. Конечно, когда Бог создавал время, он создал его достаточно; но каждый месяц отсутствия налоговых стимулов к проведению НИОКР, к инвестированию и прочему делает и без того архитрудную задачу модернизации экономики ещё более трудной.

Во-вторых, очень правильно, что вновь и вновь подчёркивается важность если не полного прекращения, то хотя бы обуздания бюрократического давления на бизнес. Вот я только что смотрел результаты очередного обследования настроений в малом и среднем бизнесе. Основным плюсом закончившегося года предприниматели называют не финансовую господдержку (они её, правду сказать, и не заметили), а новую версию "закона о проверках".

Необходимость согласия прокуратуры на любую неплановую проверку сократила общее число проверок сразу вдвое (доказав тем самым, что ранее половина всех проверок носила сугубо коррупционный характер) и заметно облегчила предпринимательскую жизнь. Я не видел оценок того, на какую сумму эта давно напрашивавшаяся мера увеличила инвестиции в малом и среднем бизнесе, да такая оценка и невозможна, но в том, что увеличила, нет ни малейших сомнений.

О чём на совещании не говорили, так это об инвестиционном поведении населения. Возможно, просто не успели. А ведь этим очень стоит заняться. Нефтяного барона можно уговорить на инвестиции в кабинете высокого начальства, среднего предпринимателя - дав ему разумные налоги и обуздав коррупцию. Добиться же, чтобы усерднее сберегал обыватель, ещё сложнее. Его надо в такую жизненную стратегию заманить; это очень многоаспектная задача, но её тоже придётся решать: без неё не будет знаменитых инвестиций "от корней травы".