Тема:

Взрывы в метро 1 год назад

События в столичном метро названы спланированной атакой

Теракты на "Лубянке" и "Парке культуры" унесли 37 жизни, 65 человек находятся в больницах, многие - в тяжелом состоянии
Взрывы в московском метро, по одной из версий, были организованы с использованием террористок-смертниц. В столице усилены меры безопасности, специалисты расследуют обстоятельства произошедшего. Хроника событий - в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Николая Осипова.

Теракты в московском метро унесли жизни 37 человек. Предварительные данные озвучили в Следственном комитете при прокуратуре. По одной из версий, взрывы были организованы с использованием террористок-смертниц. В городе усилены милицейские патрули, а станциях "Лубянка" и "Парк культуры" продолжают работать оперативники. Хроника событий - в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Николая Осипова.

Осипов: Эти объявления, звучавшие утром в понедельник на всех станциях метро, напомнили москвичам о террористической угрозе. "Спланированная атака", - назовут потом это представители спецслужб. Один за другим два взрыва. Первый - на Лубянке, в районе восьми утра.

"Во время взрыва я был на переходе с "Кузнецкого моста" на станцию "Лубянка". Я поднимался по эскалатору на переход и услышал сильный хлопок, взрыв. Дверь около меня, около перехода, прогнуло, она вырвалась. Облако пыли опустилось на эскалатор, и люди побежали, стали падать, образовалась куча-мала..."

Бомба сработала на теле террористки-смертницы. В это же время, когда люди пытались выбраться из задымленного вестибюля "Лубянки", другая смертница направлялась к "Парку культуры". Прошло сорок четыре минуты и по такой же схеме на выходе из вагона, во время посадки пассажиров прогремел второй взрыв. К этому времени уже было известно о теракте на "Лубянке", но очевидцы рассказывают, что в вагонах никого не предупреждали об опасности.

"Никто не призывал эвакуироваться. Никто не говорил, что поезда больше не идут. Сказали, подождите, сказали, пользуйтесь наземным транспортом, но никто не говорил, чтобы эвакуировались. Ориентировочно в первом или во втором вагоне с конца прогремел взрыв, и я почувствовал на себе вибрацию, всю вибрацию почувствовал на себе. Поезд уже стоял минуты две, было много дыма. Потом буквально прошло минуты две, задымилось все, видимо, от пороха. И люди страшно кричали".

Люди хлынули на улицу. Многие раненые покинули подземку самостоятельно. Некоторых уже позднее пришлось эвакуировать на вертолете. Версию о смертницах озвучил на месте событий прокурор Москвы Юрий Семин.

Семин: Взрывное устройство было закреплено на теле погибшего. Происходит осмотр места происшествия. Раненые все эвакуированы.

Осипов: После второго взрыва среди пассажиров появились признаки паники. Стали появляться слухи о новых подрывах других станций метро, которые позднее опровергали спецслужбы. Сокольническую ветку закрыли от Комсомольской, до станции "Спортивная". В первые час-полтора, когда еще не было организовано движение наземного транспорта, пассажиры практически полностью потеряли возможность передвигаться по городу. Пересадочные станции на "Лубянке" и "Парке культуры" работали только на выход. Начальник пресс-службы ГУП "Мосгортранс" Александр Оносовский даже после того, как были запущены дополнительные автобусы и троллейбусы, сообщал о проблемах в движении.

Оносовский: Из-за пробки на Садовом кольце движение машин было чрезвычайно затруднено. Остановилось большое количество троллейбусов. Для выхода из ситуации были вызваны 5 специальных тягачей-эвакуаторов. Сейчас они уже выполнили свою работу, переместили троллейбусы. Пробка ликвидирована, но тягачи на всякий случай не уезжают. По необходимости количество машин, необходимых для обслуживания пассажиров, может быть увеличено.

Осипов: Помимо транспортной проблемы, возникла проблема связи. После второго взрыва на Парке культуры в Москве фактически парализовало мобильную связь. Дозвониться куда-либо было практически нереально. Люди безуспешно пытались набрать номера родных и друзей, чтобы узнать, что с ними, но телефоны не соединяли. Кто-то объяснил это повреждением ретрансляторов в районе "Лубянки" и "Парка культуры", но связь не работала по всему городу. Судя по комментариям представителей сотовых компаний, это произошло из-за перегрузок. Вот что говорила директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская.

Кохановская: Наблюдается повышенная нагрузка на сеть, можно сказать, что это пиковые нагрузки, поскольку много звонков как по Москве, так и по межгороду, родственников друг другу, желающих убедиться в том, что все в порядке.

Осипов: Примерно то же самое говорят и представители других компаний, но, несмотря на их заверения в исправности оборудования, на какое-то время фактически большая часть жителей города осталась без мобильной связи. Такой вакуум только усиливал тревогу среди людей. Многим может понадобиться психологическая помощь, говорят специалисты. Исполняющий обязанности директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе сообщил об открытии горячей линии.

Кекелидзе: Напоминаем о нашем телефоне горячей линии. Это 637-70-70. Это анонимная, бесплатная, круглосуточная линия оказания психологической помощи. Сразу же мы организовываем круглосуточную консультацию, очную.

Осипов: Свою горячую линию открыло и МЧС. Глава министерства Сергей Шойгу связался со своими подчиненными, которые работали на станции Лубянка, дав поручения. Он же признался, что оперативные телефоны были серьезно перегружены из огромного количества звонков.

- Лубянка, слышите меня?
- Так точно, товарищ министр!
- Значит, первое. Мы получили полный список больниц, куда доставлены пострадавшие. Сейчас будем это все выводить через горячую линию.

Осипов: Сразу за спасателями к работе на станциях приступили следователи. По некоторым данным, на местах взрывов удалось обнаружить останки предполагаемых террористок-смертниц. Об их личностях пока ничего не известно. По неофициальной версии, за взрывами могут стоять экстремисты с Северного Кавказа.

Читайте также в материалах дня на сайте радио "Вести ФМ":

Владимир Жириновский: смертника можно узнать по испугу в глазах

Эксперт: хвостовой вагон - самый безопасный

Михаил Гришанков: если теракт не предотвращен, то это недоработка

Первый взрыв в московском метро произошел в 1977 году. Справка