Курс евро – на минимальной отметке за год. Это $1,32. В России за евро дают 38 рублей 74 копейки. Причина такого падения – неопределенность в отношении экономического будущего Греции. Накануне Европейское статистическое агентство повысило оценку бюджетного дефицита Греции за 2009-й и ухудшило прогноз на год текущий. Как результат – греческий премьер официально попросил Евросоюз и МВФ о скорейшей активации механизма помощи своей стране. Согласится ли Европа на серьезные расходы ради сохранения стабильности своей валюты?
Крохотный остров Кастелоризо в Эгейском море с населением 430 человек теперь известен не только как самое восточное владение Греции, но и как место, где премьер-министр страны Еврозоны попросил финансовой помощи из-за океана. Впервые в истории европейской валюты.
"Мы – на трудном пути, это новая Одиссея для народа Греции, – отметил премьер-министр Греции Георгиос Папандреу. – Но теперь мы знаем дорогу к Итаке, мы начертили карту. Впереди – путешествие, которое потребует усилий от каждого из нас".
Метафоры из мифов и легенд Эллады – это для избирателей. Для кредиторов, настоящих и будущих – тон более деловой.
"Момент настал, рынки не дают нам достаточно времени, – говорит Папандреу. – Стало необходимо – и это срочная потребность – официально попросить наших партнеров запустить механизм помощи, который был создан в рамках Евросоюза. Я уже попросил министра финансов Греции начать необходимые процедуры".
В финансовом мире это не стало ни для кого новостью. Все знали: меньше чем через месяц Греции надо вернуть 11,5 миллиардов из 300, что страна успела задолжать. И даже этих денег у Афин сейчас нет. К тому же накануне была опубликована новая статистика: дефицит греческого бюджета оказался больше, чем полагали. Кредитный рейтинг страны упал, ставки по займам выросли. На свободном рынке теперь их дают под 9% годовых. Партнеры по Еврозоне совместно в МВФ обещают дать под 5.
"Ясно, что ситуация в Греции очень серьезная, и мы очень ею обеспокоены, – признается исполнительный директор Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. – Это серьезный вопрос не только в плане макроэкономической стабильности республики, это еще и серьезный вопрос для греческого народа".
Греческий народ по-прежнему проводит время на улицах, протестуя против экономии. Школьные учителя жгут дипломы – мол, "не ради таких зарплат мы учились". Бастуют врачи, официанты, паромщики, строители. В эффективность международной помощи не верит, по данным опросов, больше половины населения страны.
"Греция никогда не погибнет, – считает при этом местный житель. – Мы, правда, можем ненароком обанкротить Международный валютный фонд. У Греции хорошо это получается".
Под рабочим документом с точными цифрами траншей и ставок еще должны поставить подписи министры оставшихся 15 стран Еврозоны и руководство МВФ. Пока что предполагается, что из 40 миллиардов евро 10 – заплатит Вашингтон, а больше половины европейской части расходов возьмет на себя Германия.
"Немецкое правительство, как и другие правительства государств Европейского союза, начали действовать, чтобы гарантировать стабильность евро, – сообщила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. – Несколько недель назад мы решили работать быстро и решительно".
План помощи Греции, который впервые обговорили в Брюсселе, на саммите в конце марта, был хорош тем, что Афины, в общем-то, не должны были им воспользоваться. Кредиторам было достаточно просто знать, что за средиземноморской республикой стоит наготове вся европейская экономическая машина. Но теперь слов уже не хватает, а как все будет обстоять на деле – пока неясно. Но, судя по тому, как евро дешевеет и, видимо, продолжит дешеветь в обменниках, единая валюта Европы сталкивается, возможно, с самым серьезным испытанием за 10 лет своего существования.