События вокруг финансовой беды, надвигающейся на Грецию, разворачиваются как в добротном фильме-катастрофе - рывками.
Предыдущий рывок наблюдался в середине марта. Тогда вдруг созвали срочное совещание министров финансов стран зоны евро; они продебатировали за закрытыми дверями до поздней ночи, после чего вышли к публике с не очень внятными речами. Мы-де верим в решимость правительства Греции выйти из финансового пикирования, но если возникнет необходимость Грецию поддержать, мы её поддержим. Если возникнет. Мы не верим, что она возникнет, но если что - так сразу.
Речи эти были, как все понимали, не вполне правдивыми: что значит "если возникнет"? Весь мир видел, что необходимость уже налицо - и острейшая.
Тем не менее, и такой, не очень явственной, гарантии ЕС хватило, чтобы несколько утихомирить рынки на несколько недель. Эти недели кончились. К пятнице ситуация с греческими финансами сгустилась настолько, что рейтинговое агентство Fitch сочло необходимым понизить кредитный рейтинг Греции сразу на две ступени: с ВВВ + до ВВВ -.
Вышло это так. После публикации февральской статистики и некоторых заявлений Минфина независимые аналитики получили возможность заново оценить дефицит греческого бюджета в 2010 году. Греция обещала Евросоюзу и МВФ сократить в этом году дефицит с прошлогодних 12% до 8,4% валового продукта, теперь же выходит, что реально получится примерно 14% ВВП. Результатом появления такого прогноза стал резкий скачок стоимости греческого госдолга: доходность по нему поставила рекорд еврозоны, выскочив за 7,5% годовых. Это означает, что дальнейшие займы греческому правительству придётся привлекать как минимум под 8%. Вот Fitch и снизило рейтинг. А поскольку Греции предстоит до конца апреля так или иначе погасить долгов на 10 миллиардов евро, а за май - ещё как минимум 20 миллиардов, то сильно запахло дефолтом. Настолько сильно, что греческое правительство, может быть, обратилось наконец в ЕС за помощью - конфиденциально, разумеется, чтобы совсем не обвалить рынок.
А может, и не обращалось, просто обстановка потребовала срочных действий - во всяком случае, министры финансов даже не успели слететься куда-нибудь в одно место, а совещались в воскресенье в режиме телеконференции.
Вот новая порция решений. Греции обещаны двусторонние кредиты от стран еврозоны на сумму "по меньшей мере" 30 миллиардов евро - на три года под 5%, то есть существенно дешевле рыночной ставки. Таким образом, в сущности, ЕС прогарантировал греческие выплаты ближайших двух месяцев. Кроме того, от 10 до 15 миллиардов евро грекам даст Международный валютный фонд. Обещано, правда без каких-либо цифр, помогать Греции и в 2011 и в 2012 году.
Независимо от дальних последствий, предполагается, что такие решения отобьют у спекулянтов охоту слишком уж агрессивно играть против евро вообще и Греции в частности. Насколько такой расчёт верен, станет ясно в первые же дни начавшейся недели. Если рынки успокоятся в недостаточной степени, Евросоюзу придётся кинуть в топку что-нибудь ещё.
Ясно же, что речь идёт сейчас уже не только и даже не столько о Греции, сколько о судьбе европроекта. Налицо очевидная угроза цепной реакции: вслед за Грецией могут попасть в спираль переоценки госдолга и другие относительно слабые экономики еврозоны - Португалия, Ирландия, Испания, Италия. А выволакивать из такой ямы всех даже у богатого ЕС денег не хватит.
Подчеркнём: это никак не последний эпизод наблюдаемого триллера. У всех сторон переговоров нарастают проблемы. Для Греции отмена немедленного дефолта отнюдь не станет началом счастья. Бюджетный дефицит растёт, меры по его обузданию - при 40 % госсектора в греческой экономике - загоняют страну в стагнацию. Это значит, что долг продолжит расти по отношению к ВВП. Вероятно, и бизнес, и население считают перспективы кислыми - говорят, только за последние две недели греки вывели из своей страны на Кипр около 8 миллиардов евро. Согласитесь, на конец кризиса это как-то не очень похоже.
Не всё гладко и со стороны спасателей. Страны-доноры - прежде всего, Германия - всё более открыто выражают серьёзное недовольство: им приходится платить за недостаточно ответственную и иногда просто популистскую политику меньших братьев по ЕС. Если эти платежи будут нарастать, доноры наверняка взбунтуются.
Пока Германия добилась того, что помощь грекам не будет содержать субсидирования, и что в неё будет вовлечён такой жёсткий кредитор, как МВФ. Если Германию будут принуждать к дальнейшей помощи, она наверняка будет добиваться практического ограничения свободы рук правительств-реципиентов. В общем, в Евросоюзе не скоро станет скучно.










































































