Тема:

Кризис в Греции 8 лет назад

Греческая ловушка. Реплика Александра Привалова

Греческая ловушка. Реплика Александра Привалова
Читать Вести в MAX
Страны еврозоны и - более широко - страны ЕС так и не понимают, что делать с Грецией. Точнее говоря - с явно грозящим Греции дефолтом. Нет, в общих словах, всё вроде бы решено.

Страны еврозоны и - более широко - страны ЕС так и не понимают, что делать с Грецией. Точнее говоря - с явно грозящим Греции дефолтом. Нет, в общих словах, всё вроде бы решено. Поздно ночью в понедельник по окончании затянувшегося заседания министров финансов всех 16 стран зоны евро  премьер-министр Люксембурга и нынешний председатель еврозоны Жан-Клод Юнкер назвал достойными доверия меры, принимаемые греческим правительством для вывода страны из пике. И добавил: "Греция будет поддержана, если в этом возникнет необходимость, но мы не думаем, что это произойдёт, тем не менее, такой инструмент должен быть".

Но из этих слов ясно только одно: что на самом деле всё по-прежнему в тумане. Сказать, что ничего страшного в еврозоне не случится, было необходимо - хотя бы для ослабления массированных спекулятивных атак на евро.

А будет-то что? "Мы не думаем, что Грецию придётся поддерживать", - это как понимать? При том, что ей только до конца года нужно где-то найти как минимум 54 миллиарда евро, которых ни один вменяемый кредитор ей, конечно же, сейчас не даст.

Дело тут не только в деньгах - хотя и с ними всё отнюдь непросто. Напомню: Греция уже и сегодня должна немецким банкам более 30 миллиардов. А вся группа стран еврозоны, испытывающих сейчас острые финансовые проблемы, так называемая, "группа PIIGS", куда входят ещё Португалия, Ирландия, Италия и Испания, должны германским банкам более полутриллиона евро. И теперь, если решено будет денег Греции всё-таки дать, все опять будут выжидательно смотреть на банки Германии, а они ведь тоже не "резиновые".

Тем не менее, проблема поиска денег для помощи Греции, очевидно, разрешима. Беда в том, что эта помощь практически ничего не изменит. Те самые экстренные меры греческих властей по выходу из кризиса, которые мсье Юнкер называет достойными доверия, необходимы для ужимания бюджетного дефицита, но явно губительны для национальной экономики.

Снижение госрасходов вызовет безработицу. Греки станут меньше тратить - снизится ВВП. Повышение налогов ухудшит перспективы роста, а может и совсем прикончить экономику, все последние годы быстро терявшую конкурентоспособность. А не снижать госрасходы и не повышать налоги нельзя, поскольку более не находится желающих такое продолжение банкета оплачивать.

В доброе старое время страны выходили из таких пиковых положений просто: помаленьку девальвировали национальную валюту, поддерживая тем самым свою конкурентоспособность. Но у греков больше нет своей драхмы, а девальвировать общее евро они не имеют возможности. А у Испании больше нет песеты. А у Италии - лиры. И выхода из этой ловушки нет.

К тому же - хоть это и может показаться странным - но не существует процедуры выхода - ни из зоны евро, ни вообще из Евросоюза. Да, в ЕС, как известно, очень нелегко войти, но выйти-то из него и совсем невозможно.

Почему же в устройстве ЕС не предусмотрели дверь наружу, хотя, как мы видим, по экономическим соображениям очень бы недурно её иметь? Да потому, что это с самого начала был преимущественно политический проект. "Архитекторы" Евросоюза хотели уничтожить потенциальную конфликтность региона, перекрыть тот источник, из которого вытекли две мировые войны.

По тем же причинам в 2004 году в ЕС были спешно приняты восточноевропейские страны. С экономической же стороной процесса всё вышло не так радужно, как намечалось. Предполагалось, что углубление интеграции будет вести к постепенному сокращению разницы в развитии национальных экономик.

На практике, похоже, сейчас выходит скорее обратное. Отставание, например, Венгрии от соседей по Центральной Европе за годы членства в ЕС только усилилось. Та же Испания, поначалу явно догонявшая лидеров, снова стала отставать, И так далее.

Чтобы Евросоюз сохранился и продолжил развитие, в нём, очевидно, потребуются очень существенные перемены. Ведущие страны (прежде всего, Германия и Франция) едва ли согласны и впредь мириться с тем, чтобы прямо за их счёт "суверенные правительства" отстающих стран вели безответственную политику (как это долго делала Греция).

Если ведущие должны поддерживать ведомых, то они должны гораздо более решительно, чем до сих пор, заставлять их соблюдать правила игры. Да и правила эти со временем, скорее всего, будут сдвигаться к большему разнообразию. Правительствам стран-получателей помощи будет оставаться всё меньший объём полномочий, а власти стран-доноров будут наращивать своё влияние на ход общих дел. Да, из нынешнего дня не очень понятно, как этого достичь - это труднейшая политическая задача. Но решать её придётся. Долго существовать, а уж тем более сохранять конкурентоспособность в окружении таких "радостей", как нынешняя греческая ловушка, Европа не сможет.