Юрию Соломину, народному артисту СССР и художественному руководителю Малого театра, сегодня исполняется 75 лет. О нем - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Заславский: Счастлив актер, который и в 75 лет может получать награды и премии не за жизнь в искусстве, то есть часто просто за долголетие, а за конкретную какую-то роль. Соломин играет много - недавно вот вышел в премьере по булгаковской пьесе о Мольере и сыграл в ней великого французского комедиографа, а свой юбилей встречает вместе с театром - в большой поездке по Волге, на пароходе. Останавливаются в Ярославле, в Кинешме, в Волгограде, играют спектакли, концерты - всё в честь недавнего юбилея Победы.
Впрочем, для Малого театра, которым Соломин руководит, 75 лет - не возраст, уже при Соломине здесь чествовали столетие Николая Анненкова, а знаменитые старухи Малого театра играют до 90, до 95 лет, и, как говорится, ничего.
Глядя на Соломина, слушая его, даже трудно поверить, что его тихий голос слышно со сцены Малого академического - бывшего императорского. Его голос, кажется, скорее для кино. В кино, кстати, Соломин и прославился - в "Адьютанте его превосходительства" вроде бы и белый офицер, а на самом деле красный офицер Кольцов, но вот что интересно - эпоха на дворе другая, а поступки, совершавшиеся Кольцовым в исполнении Соломина, таковы, что он и сегодня не смотрится отрицательным героем.
Сам из Читы, Юрий Мефодьевич, когда набирает очередной курс в Щепкинском - при Малом театре – училище, особенно внимателен к тем, кто едет в Москву издалека, пытается найти в них что-то от настоящей, народной культуры. Находит редко, и тогда сам, хотя бы и с больной ногой, выходит и показывает, как надо с выходом танцевать русский танец. К ученикам строг, о чем не забывает сказать ученик Соломина, а теперь и его партнер Виктор Низовой.
Низовой: Он строг, но я получаю удовольствие, когда играю с ним в "Горе от ума". Сижу с ним на сцене: он - Фамусов, я - Скалозуб, и не потому, что он учитель, а просто приятно с ним играть.
Заславский: Кстати, о голосе. Голос у Соломина такой, что слышен в самых дальних уголках тысячного зала Малого театра. Это - ремесло. Серьезный в жизни, любящий и в театре, и в жизни порядок, Соломин на сцене, мне кажется, любит хулиганить. В кино, кстати, тоже: все помнят и его роль в "Обыкновенном чуде", и в "Летучей мыши". А в театре в "Горе от ума" он не побоялся сыграть Фамусова добрым отцом, заботящемся о том, чтобы в доме порядок был, чтобы дочь человеком стала, и как-то смотришь на сцену, и думаешь: а правда ведь, Фамусов лучше Чацкого. Фамусов Соломина - точно лучше.
Возглавив Малый - кстати, впервые в истории этого театра Соломина выбирал коллектив, был такой демократический момент и в жизни императорского театра, - Соломин заступается за театры, жизнь которых не такая сладкая, не обеспечена статусом национального достояния, как у Малого театра. Вот недавно бросился на борьбу с новым законом, который заставит в новом году все театры наши переходить в форму бюджетных учреждений нового типа.
Соломин чувствует какую-то старомодную ответственность - если он служит в Малом, значит, должен защищать всех актеров России. Актеров он любит. Актеров и собак. Все в Малом знают, что у их худрука рука больная - Юрий Мефодьевич подобрал очередную собаку, и та ему прогрызла руку. Лечил долго, болеть будет теперь, наверное, до конца жизни. Пёс, правда, эту безоглядную любовь, кажется, тоже оценил.


















































































