Кондиционеры, вентиляторы, медицинские маски, туристические путевки и фальшивые больничные – всё, на чем можно заработать в экстремальной ситуации, в одночасье стало "золотым". Даже в густом дыму законы рынка работают без сбоев.
Если одни страдают от жары и смога, то другие делают деньги, пока горячо. Ничего личного, только бизнес. Производители прохладительных напитков и мороженого не успевают подсчитывать рекордную прибыль: каждая неделя погодной аномалии позволяет им наверстать месяцы, а то и годы предшествовавшего падения спроса.
"Продажи выросли практически на четверть: такого не было более 20 лет, – признается генеральный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов. – Нам очень здорово помогла погода, потому что в такую жару под сорок градусов все хотят чем-то охладиться".
Мороженщики клянутся, что стараются цен не повышать и зарабатывать на обороте. Однако вместе со столбиком термометра неуклонно ползет вверх и стоимость холодного лакомства. То же самое и с ценами на туристические путёвки: москвичи бегут из задымлённой столицы, куда глаза глядят, скупая туристические путёвки за любые деньги.
"Ажиотажный спрос, конечно. И самое популярное направление – куда-нибудь и побыстрее, – рассказывает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии. – И проблема уже с перевозкой: если в гостиницах ещё за рубеж места можно найти то проблема с перевозкой, и некоторые операторы ставят дополнительные чартеры на Анталию и готовы ставить ещё".
Мгновенно сориентировался и криминальный рынок фальшивых справок. Если весной за больничный, просили полторы – две тысячи рублей, теперь это стоит в два раза больше:
- Я бы хотела купить больничный лист.
- Сколько дней вас интересует?
- 10.
– 10 дней будет стоить 4600.
- А врача я посещаю?
- Нет, врача вы не посещаете: получаете уже закрытый больничный на руки.
Мошенники оправдываются: ажиотаж такой, что, курьеры не успевают развозить больничные листы клиентам. Покупатель такой бумаги может неделями загорать на даче или охлаждаться в море, а его работодатель будет уверен, что сотрудник в тяжёлом состоянии попал в больницу:
- Тут вот есть услуга такая – стационарный. Это, что лежали в больнице?
- Да.
-То есть, я, как захочу, смогу заказать?
- Да!
- А что это за учреждение?
- Городская государственная поликлиника из Южного округа.
- То есть это официальный лист?
- Угу.
Остающимся в городе охлаждаться практически нечем. В течение нескольких дней во всех московских магазинах были раскуплены сотни тысяч вентиляторов и кондиционеров. Исчезли даже месяцами пылившиеся на прилавках китайские климатические системы и антикварные бакинские кондиционеры ещё советского производства. Цена простого 300-рублёвого вентилятора на рынке подскочила до 5 тысяч.
Федеральная антимонопольная служба уже занялась расследованием случаев многократного роста цен и создания искусственного дефицита продавцами климатической техники. И даже с самым элементарным средством защиты от смога, марлевыми повязками, не обошлось без скандала. Правительство Москвы вынуждено принимать специальные меры, дабы предотвратить спекуляцию. При стоимости в 7 рублей повязки скупают в аптеках ящиками и перепродают уже 50 рублей.
"Мы прекратили продажу большого количества масок в одни руки и сократили отпуск до 10 штук", – успокаивает Андрей Сельцовский, руководитель Департамента здравоохранения Москвы.
Глава департамента здравоохранения столицы заверил: чего-чего, а масок по семь рублей хватит всем, только сегодня на городские склады их завезли более трёх миллионов штук. Вот только эффект от них скорее психологический: от угарного газа марлевые повязки не спасают.




















































































