Содерберг на взлете карьеры бежит из профессии. Реплика Антона Долина

Читать Вести в MAX
Знаменитый американский режиссер Стивен Содерберг в 48 лет покидает кинематограф. Он уже не первый за этот год. Тенденцию исследует обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Знаменитый американский режиссер Стивен Содерберг в 48 лет покидает кинематограф. Он уже не первый за этот год. Тенденцию исследует обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Куда дальше двигаться, когда потолок давно достигнут? Стивен Содерберг всего добился в свои 48 лет. Ему исполнилось 26 лет, когда его полнометражный дебют "Секс, ложь и видео" стал сенсацией Каннского фестиваля и принес юному американцу "Золотую пальмовую ветвь". Он экспериментировал с жанром, снял картину о Кафке, имитировал французскую новую волну, учился у европейцев, а потом снял два абсолютно американских фильма за год, "Трафик" и "Эрин Брокович": итог – "Оскар" и известность на всю страну. На этом он не остановился. Снимал экстра-авторское кино, участвовал в одном проекте с Вонгом Кар-Ваем и Микеланджело Антониони, изготовил римейк Тарковского ("Солярис" с Джорджем Клуни), обучился операторскому искусству и преуспел в нем, делал кино с непрофессиональными актерами за три копейки, а потом - трилогию о друзьях Оушена со всеми, буквально всеми, звездами Голливуда, а следом - четырехчасовой фильм про Че Гевару, который не вышел в прокат большинства стран, а за этим - картину с порнозвездой Сашей Грей в главной роли… Куда дальше, что еще? А вот что: Содерберг уходит.

В интервью программе "Студия 360" он заявил, что его больше не заводит перспектива сесть в трейлер и поехать на съемки, а значит, пора уступить место в трейлере кому-то еще. Тем более, что у Содерберга полно других увлечений, к примеру, фотография. Осталось доделать две картины - одна с Майклом Дугласом, другая - с вездесущим Клуни, обе сейчас в запуске; и время прощаться.

Тут как не вспомнить о гуру европейского арт-хауса, непримиримом венгре Беле Тарре, который в феврале показал на Берлинале "Туринскую лошадь" и громогласно объявил, что других фильмов снимать не будет - он уходит из кино. Ему тоже, между прочим, 50 с хвостиком, он не болен и не нищ, а, наоборот, на взлете. Как и Содерберг. Вот и ответ: поразительно, но некоторые представители суетной и глуповатой профессии со временем обретают мудрость едва ли не античную. Ведь куда как красивее уйти в высшей точке карьеры, чем сойти на нет, угаснуть как свеча, но еще долгое время имитировать профессиональную деятельность. Страница, и не одна, вписана в историю, денег на жизнь хватает. Так почему бы не сказать "стоп"?

Не будем указывать пальцем, но людей, не понимающих эту простую истину, в кинематографе гигантское количество, причем их концентрация особенно высока в нашей России. А ну как кто-нибудь из вчерашних великих понял бы, что вчерашнее величие можно сохранить единственным образом - не испортив его теперешним собственным ничтожеством? Чтобы не опускать высокую планку, лучше вообще ее не трогать, и она останется на высоте. Хороший урок. Есть, над чем задуматься. А Содерберг и Тарр не пропадут - талантливые, а, главное, смелые люди востребованы во всех областях, а не только в кино.