Тема:

Правила ТО 11 лет назад

Новый техосмотр может влететь в копеечку

Госдума в третьем - окончательном - чтении рассмотрит законопроект "О техническом осмотре транспортных средств". Этот документ серьезно меняет действующую процедуру. Что именно изменилось по сравнению с предыдущей версией, и, самое главное - что нам ждать от нововведений?

Госдума в третьем - окончательном - чтении рассмотрит законопроект "О техническом осмотре транспортных средств". Этот документ серьезно меняет действующую процедуру. Что именно изменилось по сравнению с предыдущей версией, и, самое главное - что нам ждать от нововведений? Мнения экспертов выслушал корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Техосмотр уходит из ведения ГАИ и передается под начало Российского союза автостраховщиков. Именно он будут аккредитовывать уполномоченные станции техконтроля, и этих станций, по идее, должно стать гораздо больше, чем сейчас. А это большой плюс для автомобилистов, считает председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарёв:

- Процедура эта будет проходить на пунктах техконтроля у дилеров, и мы очень надеемся, что за умеренную плату за ТО мы избавимся от очередей, мы избавимся от того, что, по нашим данным, 63 процента автомобилистов реально ТО не проходили, а всякими коррупционными методами его покупали, то есть машины у нас будут более исправные, и, соответственно, меньше будет ДТП.

Другие коллеги депутата Шишкарева не столь оптимистичны. Например, член комитета по собственности Госдумы Максим Рохмистров уверен, что изменится мало чего, в том числе и с коррупционной точки зрения. Просто на смену взяточникам в погонах придут гражданские с удостоверением страхового агента в кармане.

- Они тоже чиновники, они сидят в РСА. Какое они имеют дело к автосервисам, никто до сих пор понять не может. Но ни будут определять, кому можно эти талончики выдавать. К ним будет очередь, уже появились слухи, что прайсы уже устанавливаются. Чтобы сервисам получить право выдавать талончики, надо куда-то что-то занести. Это все уже началось, но это все отразится на наших людях.


Но самый тяжкий удар при новой системе ТО будет нанесен по карману автовладельца. Можно будет забыть о нынешних восьмистах рублей. Сумму на техосмотр придется откладывать гораздо большую, чем сейчас. И это признают даже сами страховщики. Вот мнение первого заместителя гендиректора Росгосстраха Дмитрия Макарова.

- Очень много называют цифр: и 2 тысячи, и 3 тысячи. Я думаю всё-таки, что орган, который будет определять цифру, в том числе и Федеральная тарифная служба, будет устанавливать те или иные предельные лимиты. Мы тоже считаем, что цена не может быть больше 3 тысяч. Скорее всего, она будет колебаться от 1 до 3 тысяч в зависимости от региона.

Тысяча рублей выйдет вряд ли. И это легко подсчитать. Если ТО будут проводить автосервисы и дилеры, то у них вообще-то есть такое понятие, как нормочас. Он обычно стоит от полутора тысяч рублей. В законе же прописано, что на техосмотр необходимо затратить два часа. Вот и получаются те самые называемые экспертами три тысячи. И это минимум. Максим Рохмистров предполагает, что без "левых" платежей всё равно не обойдется.

 - Мы подсчитали, что в среднем по России он будет со всеми "правыми "и "левыми" деньгами обходиться где-то порядка пять тысяч. В Москве и Питере, понятно, дороже.


Судя по законопроекту, тарифы на ТО всё-таки будет устанавливать государство. Но если оно их сделает невысокими, то желающих заниматься техосмотровым бизнесом, вероятно, будет немного. И значит, останутся очереди, и останется и сопутствующая им коррупция. Если же тарифы резко поднимут, то это будет чувствительным ударом по автомобилистам, особенно в провинции, где три тысячи рублей - это большие деньги. Вот такая палка о двух концах. Правда, цену можно снизить за счет изменения самой процедуры техосмотра, отмечает Сергей Шишкарёв:

- Осмотр тех узлов и агрегатов, который есть на сегодня, сохранится. Но я думаю, что пришло время сократить количество проверяемых агрегатов, оставить только основные. Я думаю, что за те полгода, которые у нас останутся до вступления закона в силу, мы будем вместе с правительством думать над тем, чтобы по возможности сократить количество этих процедур. Соответственно, и цена может уменьшиться.


Мысль Сергея Шишкарева творчески развивает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин. Он считает, что для новых, то есть выпущенных в последние пять лет, машин, ТО нужно было вообще отменить, и не на три года, как планируется, а навсегда.

- Там существует уже заложенная на заводе самодиагностика авто. Если неисправен глушитель, тормоза, он просто не поедет, он закричит об этом: что нужно ехать на автосервис. Поэтому нужно было идти более кардинальным путем - вообще отказаться от ТО на современных авто. А сейчас мы продлеваем его только на три года.

ТО отменить, но зато резко повысить ответственность автомобилиста за эксплуатацию им неисправной машины. Так, собственно, принято во многих странах запада. Вячеслав Субботин приводит пример США:

 - Там в большинстве штатов нет ТО. И всю ответственность несет не Союз автостраховщиков, а владелец, это самое главное. Если он выехал на неисправном авто и попал в аварию, тогда он не обрадуется. Там такие будут штрафы и такая будет страховка на будущий год, что он даже подумать побоится о том, чтобы выезжать на неисправном автомобиле.


Совсем отменять техосмотр у нас, конечно, не будут. Даже для новых машин. К этому морально не готовы ни законодатели, ни исполнительная власть. Но, может быть, надеются эксперты, это будет следующим этапом, через несколько лет. А закон о техосмотре ведь нетрудно переписать еще раз...