Госдума приняла в третьем чтении закон "Об обращении с радиоактивными отходами". В нем предусматривается формирование современной системы контроля за переработкой отходов. Подробнее о нем "России-24" рассказал замгендиректора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Игорь Линге.

Госдума приняла в третьем чтении закон "Об обращении с радиоактивными отходами". В законе предусматривается формирование современной национальной системы, которая будет контролировать переработку этих отходов. Подробнее о нем в эфире "России-24" рассказал заместитель генерального директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Игорь Линге.

"Мы на протяжении многих десятилетий в ядерной сфере развивались в режиме так называемых отложенных проблем, – отметил он. – Какие-то стадии работ мы откладывали и говорили: мы это сделаем позже". В европейских странах, по словам ученого, на предприятия сразу накладывались обязательства по утилизации радиоактивных отходов, поэтому там нет проблемы их накопления. У нас для ее решения потребовался новый закон.

"В одной из первых статей законопроекта была такая формулировка: он не распространяется на отработанное ядерное топливо. Отходы – это материалы, которые никому никогда не понадобятся. Они обладают вредными свойствами, и от них нужно избавляться", – пояснил Линге. Отработанное же топливо – материал не до конца использованный. Ядерные материалы можно извлечь из этого топлива и снова запустить в цикл. По его словам, остается лишь небольшая часть радиоактивных отходов, которая должна изолироваться и захораниваться.

80-90 процентов отходов, из тех 550 миллионов тонн, которые есть сегодня в России – это наследство советской ядерной программы и гонки вооружений. Обычная атомная энергетика, по словам Игоря Линге, выдает небольшое количество отходов, оно измеряется десятками кубометров с одной АЭС в год. Большая часть этого "наследия прошлого" – низкоактивные отходы, высокоактивных отходов на порядки меньше. Они находятся в надежных хранилищах с несколькими степенями защиты, заверил ученый.

Как будут утилизироваться эти отходы? Законопроектом предусмотрено, что утилизация будет происходить так, как происходит во всем мире: низкоактивные отходы будут подвергаться приповерхностному захоронению. А высокоактивные отходы будут закапывать метров на 450-500. "Это такая геологическая среда, которая полностью обеспечивает безопасность. И там отходы не закапываются, они очень аккуратно размещаются в специальных контейнерах, создаются дополнительные барьеры", – рассказал он.

Утилизация отходов состоит из двух этапов. Сначала их нужно должным образом "упаковать", и только потом разместить в хранилищах. Ответственность за первый этап закон накладывает на предприятия, где отходы образовались. "Они могут привлекать кого-то в помощь, но это их обязанность – не просто сложить отходы у себя в хранилище, как было раньше, а привести их в состояние, пригодное для захоронения, и оплатить это захоронение", – отметил Линге.

Само захоронение будет осуществлять новая организация – национальный оператор. Эта организация построит новые пункты захоронения и возьмет под свой контроль уже имеющиеся полигоны.