Тема:

"МАКС-2011" 12 лет назад

Авиасалон МАКС – скорость, экономичность, мощь и агрессивность


фото: Полина Столповская


фото: Полина Столповская


фото: Катерина Волкова

В подмосковном Жуковском открылся международный авиационно-космический салон МАКС. Приветствие гостям салона направил Дмитрий Медведев. Первый же день выставки принес России контракт на 380 миллионов долларов. Впереди предстоят премьеры, и главная – российский истребитель пятого поколения.

В подмосковном Жуковском открылся международный авиационно-космический салон МАКС. Приветствие гостям салона направил Дмитрий Медведев. Первый же день выставки принес России контракт на 380 миллионов долларов. Впереди предстоят премьеры, и главная – российский истребитель пятого поколения.

В Подмосковье ни облачка – небо, как говорят летчики, миллион на миллион. Лучшие условия для демонстрации товара лицом, в профиль – во всех измерениях. На МАКСе премьера – самый большой пассажирский лайнер в мире А-380. Махина с максимальным весом в полтысячи тонн с легкостью, почти бесшумно закладывает вираж за виражом.

За комфорт пассажиров отвечает инновационная система кондиционирования и освещения. Правда, на техническом экземпляре ее не оценить – вместо сидений груз и оборудование. Гигант способен перевезти 850 пассажиров. И это не просто компоновка, это деловая стратегия всего Airbus.

"Только прирост пассажиров до 2018 года будет равным по объему всем перевозкам в 1970 году. Получается, что летает все больше и больше людей, а возможности аэропортов ограничены", – говорит Константин Рыженков, представитель компании Airbus.

Лучше меньше, да лучше – такой ленинской фразой можно охарактеризовать расчет главного конкурента – Boeing. Dreamliner, который на стоянке крылом к крылу с Airbus, американцы заявили буквально в последний момент, спохватившись, что 380-й будет на МАКС. Boeing 787 перевозит максимум 350 человек. Его ставка – на то, что пассажиры страшно не любят стыковки, и вместо того, чтобы лететь до пересадочного пункта, где их будет ждать Airbus, долетят до места назначения на одном Boeing.

"Наша продукция обеспечивает более высокую ценность. Я имею в виду надежность и экономичность композитных материалов, низкие расходы, большее удобство для пассажиров, когда они могут перелететь из точки А в точку Б с минимумом дискомфорта", – говорит Рэнди Тинсет, представитель Boeing.

Оценить новинку в полной мере даже на авиасалоне пока невозможно. Первые поставки будут только через месяц компании Japan Airlines.

Российских новинок тоже достаточно. Это Sukhoi Superjet-100, который сегодня отлетал демонстрационную программу и уже пополняет парки иностранных авиакомпаний. Пожалуй, самая ожидаемая международная премьера – российский истребитель пятого поколения Т-50. Он будет впервые продемонстрирован широкой публике. Несмотря на то, что самолет строился около 20 лет, он по-прежнему является образцом самых высоких технологий. Серийные закупки в российские ВВС планируется с 2016 года.

Летная программа традиционно идет по максимуму. Кроме индивидуальных показательных программ, присутствуют пять пилотажных групп. В компании с "Витязями" и "Стрижами" на этот раз будут "Балтийские пчелы" (группа из Латвии) и "Танцующий медведь" – транспортник С-27, на котором итальянцы умудряются демонстрировать высший пилотаж.

"Мы не сможем продемонстрировать все заявленные воздушные суда", – признает Владимир Борисов, гендиректор ОАО "Авиасалон".

Впрочем, и на земле каждый хорош по-своему. Так, крупнейший в мире транспортник "Руслан" демонстрирует, насколько мобильной может быть тяжелая противопожарная техника. К месту пожаров ее можно доставлять за считаные часы. Стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95 – сами по себе демонстрация. В этот раз неподалеку находится их американский визави – бомбардировщик B-52 ("Летающая крепость") в компании истребителей F-15 и F-16 и транспортника Galaxy.

На авиасалоне о лошадиных силах не вспоминают, но разговоры все равно идут о скорости, экономичности, мощи и агрессивности. И главное: авиаторы, как и автомобилисты, также беззаветно любят и пестуют свою технику и охотно ее продают. Ожидание общей суммы контрактов на МАКС – от осторожных четырех до внушительных 10 миллиардов долларов. Первые соглашения сегодня уже подписаны.