Европейские лидеры на саммите в Брюсселе, кажется, пришли к соглашению о ключевой реформе Евросоюза, которая призвана усилить финансовую дисциплину. Будет одобрено ужесточение бюджетной и налоговой политики, применение автоматических санкций к странам нарушителям.

Европейские лидеры на саммите в Брюсселе, кажется, пришли к соглашению о ключевой реформе Евросоюза, которая призвана усилить финансовую дисциплину. Будет одобрено ужесточение бюджетной и налоговой политики, применение автоматических санкций к странам нарушителям и внесение требований о сбалансированном бюджете в национальные конституции.

Как предлагали Германия и Франция, решено, что санкции могут приостанавливаться при условии, что за это проголосуют три четверти стран-членов Евросоюза. В то же время пока не согласован конкретный механизм проведения реформы. Германия настаивает на принятии поправок к основополагающему для ЕС Лиссабонскому договору. А это потребует длительной процедуры ратификации национальными парламентами, что сопряжено с политическими рисками. Известно, что делиться с Европой финансовым суверенитетом Великобритания не готова. Поэтому глава Европейского Совета Херман Ван Ромпей предлагает ограничиться более простой процедурой, то есть принятием дополнительных протоколов к Лиссабонскому договору, что не требует ратификации. Эту точку зрения поддерживают и отдельные страны-члены ЕС.

"Я против того, чтобы Швеция поддерживала изменение договора. Конечно, мы готовы обсуждать различные антикризисные меры, но глубинные причины европейской долговой проблемы лежат в экономической плоскости и требуют немедленного решения. А изменение Лиссабонского договора может быть слишком долгой процедурой", – сказал премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт.

Впрочем, остаётся вариант, при котором франко-германский вариант преобразований будет одобрен пока только странами-членами еврозоны. Хотя и здесь не всё гладко – Финляндия выступает против положения о том, что санкции могут сниматься квалифицированным большинством голосов. Кроме того, Германия выступила против наделения нового антикризисного института Евросоюза Европейского стабилизационного механизма банковской лицензией, что позволило бы ему рассчитывать на ресурсы ЕЦБ. А его глава Марио Драги дал понять, что повышения антикризисной роли регулятора пока также не планируется. В пятницу переговоры европейских лидеров продолжатся.