В павильонах "Ленфильма" – необычная выставка. Весь процесс производства кино показан в деталях – от сценарного замысла до премьеры. Среди экспонатов – подлинные вещи и предметы из снятых на знаменитой киностудии картин. Жемчужина выставки – платье голливудской актрисы Элизабет Тейлор.

В павильонах "Ленфильма" – необычная выставка. Весь процесс производства кино показан в деталях – от сценарного замысла до премьеры. Среди экспонатов – подлинные вещи и предметы из снятых на знаменитой киностудии картин. Жемчужина выставки – платье голливудской актрисы Элизабет Тейлор.

За 30 лет, прошедших после съемок, в кабинете отечественного Шерлока Холмса, кажется, ничего не изменилось. Те же книги, трубка и скрипка – они стали неотъемлемой частью образа гениального сыщика в исполнении Василия Ливанова.

Почти все экспонаты на выставке – своего рода киносимволы. Они помогали актерам и создавали атмосферу на разных съемочных площадках "Ленфильма".

"Например, самолеты снимались в фильме "Торпедоносцы", "Балтийское небо", – рассказывает режиссер, историк кино Александр Поздняков. – Тогда еще не было этих компьютерных современных технологий, и поэтому они просто на тросы подвешивались и носились. И кое-где можно, как бы не дымили пиротехники, увидеть эти тросы. Сегодня это просто стирается на компьютере".

В уникальной коллекции "Ленфильма" – сотни знаменитых костюмов, предметов мебели и фотографий. Но подлинная жемчужина, без которой не обходится ни одна подобная выставка, – платье голливудской актрисы Элизабет Тейлор. В нём американка снялась в картине "Синяя птица". В 1975-м фильм монтировали на технике, которую использовали вплоть до 2000-х, а потом заменили на цифровую. В аппаратные заходили в спецодежде. У самых опытных и преданных профессии монтажеров за много лет синие халаты превращались в небесно- голубые.

"Режиссер отбирал дубли, приходил в монтажную, и мы садились монтировать, – рассказывает монтажер Раиса Лисова. – На столе смотрим – допустим, доходим до определенного места, где нужно сделать укрупнение, или следующий кадр поставить, – мы отрезаем, подклеиваем следующий кадр и смотрим дальше".

Помимо монтажного стола для выставки воссоздали гримерную и комнату сценариста, где на каждом квадратном сантиметре – следы творческих поисков. В первом павильоне "Ленфильма" – афиши и репродукции к любимым картинам. Оформлять выставку доверили молодым художникам.

"Идея была простая: показать обычным людям, которые просто смотрят кино дома, видят весь этот изумительный мир, но они не знают, как это создается, – говорит художник Сергей Зайков. – Показать – из чего, из каких простых вещей делается сам фильм".

Декорации, костюмы, кинопленки – показать все реликвии "Ленфильма" невозможно. Не хватает места, где любители кино в полной мере могли бы познакомиться с завораживающим кинозазеркальем.

"Эта маленькая выставка является прологом к большому музею, о котором мы мечтаем в последние годы, уже много лет, – добавляет режиссер, историк кино Александр Поздняков. – Потому что "Ленфильм" обладает таким количеством артефактов, таким количеством костюмов, реквизита, фотографий, плакатов, которые достойны быть экспонированными и увиденными всеми людьми, которые живут в Петербурге и приезжими".

Возможно, благодаря и посетителям выставки, оживут гулкие коридоры "Ленфильма", ведь во время съемок картин, о которых напоминают экспонаты, атмосфера здесь была совсем другой.

"Я вспомнил, как вообще говоря, бурлил "Ленфильм", как в коридорах было движение, броуновское движение, жизнь, кафе, идеи, интересные люди, складывались какие-то группы, талантливых артистов полно, – рассказывает режиссер Юрий Мамин. – То есть бурлила настоящая кинематографическая жизнь. А сейчас это все в прошлом".

Вещи из славного прошлого – еще и повод для размышлений. Не о бутафории – о душе кино. Хотя, возможно, что когда-нибудь в музее "Ленфильма" рядом с незамысловатой трубкой Холмса будут соседствовать технические новинки дня сегодняшнего. С их помощью благодарный зритель сможет не только вспомнить любимый фильм, но и сыграть в нем пусть небольшую, но важную роль.