Легкая и бесстрашная: Людмила Савельева отмечает день рождения

День рождения отмечает актриса Людмила Савельева. Легко и стремительно она ворвалась в мир кино. Сменила сцену Мариинки, тогда еще Театра имени Кирова, на съемочную площадку, пуанты – на бальные туфли Наташи Ростовой.

Легко и стремительно, словно в прыжке, Людмила Савельева ворвалась в мир кино. Сменила сцену Мариинки, тогда еще Театра имени Кирова, на съемочную площадку, пуанты – на бальные туфли Наташи Ростовой.

Фотографию юной балерины увидел режиссер Сергей Бондарчук и после нескольких проб утвердил на главную роль в легендарной постановке "Войны и мира". Эти кадры навсегда вошли в историю кинематографа.

Знаменитую сцену бала снимали на Мосфильме. Бондарчук поставил оператора на ролики и лично размахивал платком перед объективом – хотел добавить жизни кадру. А общую панораму бального зала и вовсе снимали одним планом. Савельева и Тихонов едва успели увернуться от камеры.

"Каждый дубль был не похож на другой. И я должна сказать, мы никогда не чувствовали, что Сергей Федорович давил на нас. Ну, не было этого никогда. И я всегда видела – он всегда стоял за камерой, когда я снималась. И я всегда видела по его лицу, правильно я играю или нет", – вспоминает Людмила Савельева.

Этот трогательный взгляд покорил сердца зрителей всего мира. Не устояли и строгие кинокритики – в 1968 году картина Бондарчука получила "Оскар". И совсем еще юная Савельева проснулась знаменитой. Полные залы поклонников, предложения от именитых режиссеров.

Но советская цензура разрешила принять лишь одно – от итальянца Витторио де Сика. С условием, что картина "Подсолнухи" будет совместной, и большая часть съемок пройдет в Советском Союзе. В ленте Людмила Савельева сыграла вместе с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А дальше – был "Бег"…

Во время съемок фильма по мотивам произведений Булгакова Людмила Савельева познакомилась с вдовой писателя, Еленой Сергеевной. В промежутках между дублями ходила к ней на консультации, а после команды "мотор!" полностью растворялась в создаваемой эпохе, порой, не замечая даже опасности…

"Она мужественная очень, между прочим, – рассказывает режиссер Владимир Наумов. – У нас там был эпизод, когда горел состав с пушниной. Это огромное пламя, по-настоящему все делали, не так, как сейчас мы рисуем наполовину человека, наполовину – снимаем. Делали все по-настоящему. Горел огонь страшный, я ее пытался все время оттащить, но они с Баталовым сопротивлялись".

Потом еще было около двух десятков работ в кино – не так много для актрисы ее уровня. Но Савельева очень избирательно подходила к выбору картины, для нее важна литературная основа.

А в конце восьмидесятых Людмила Михайловна и вовсе решила уйти из кино. В ленте "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви" с присущим только ей тонким чувством юмора спародировала свои роли.

"Когда я брал Людмилу Михайловну в эту картину, я думал: ну, вот будет такая странная, так сказать, женщина с изломанной судьбой. Нет! Ярчайшее комедийное дарование", – вспоминает режиссер Сергей Соловьев.

За свою карьеру, Людмила Савельева не сыграла ни одной злодейки. Список ролей – безупречен. Но для миллионов зрителей она по-прежнему – неподражаемая Наташа Ростова.