Телевидение Дагестана отмечает свой юбилей – ему исполнилось 50 лет. За эти годы в региональной телекомпании изменилось очень многое. Ушли в прошлое старые кинокамеры и черно-белые пленки, отслужили свое ламповые телевизоры, по которым жители республики смотрели передачи. Неименным осталось только одно – стремление сотрудников телекомпании познавать все новое, самые современные технологии, чтобы изо дня в день показывать своим телезрителям качественный продукт.
Ровесники века – ветеран-оператор и его старая потертая камера. Их встреча – будто любовное свидание. Они не прикасались друг к другу лет 40. Но пальцы и сейчас послушно ложатся на кольцо диафрагмы и помнят все рычажки. С этой камерой Алексей Шишкин – кинооператор дагестанского телевидения – объездил всю республику. На его черно-белых снимках и кинопленке – ударные стройки, виноградники и заводы. Такой в 1960-м году в ламповых телеприемниках увидели свою республику дагестанцы.
"Все новости шли на фотографиях – первое время камера одна была. Где-то в месяц получалось около 2 тысяч фотографий – это адская работа", – вспоминает Алексей Шишкин, кинооператор.
В 70-х годах телевидение становится цветным. Работа увлекает настолько, что первые операторы спешат освоить все жанры. В телеспектаклях играют роли водители, осветители и режиссеры. Это была большая, талантливая семья энтузиастов. В павильонах сутками кипела жизнь. Как-то раз в этой студии выступал симфонический оркестр. Двигая массивную камеру на роликах, юный оператор Анатолий Швачий так увлекся работой, что не заметил стоящего позади виолончелиста.
"Он стоит, играет, а нога выставлена. Летом это было, он в босоножках, считай, босиком. Я камеру разогнал и вдруг слышу: камера как будто на бугорок наехала и крик – а это ведь прямой эфир был! Этот крик весь оркестр перекричал!" – рассказывает Анатолий Швачий, телеоператор тематических программ.
На этих фотографиях уже другая эпоха. В стране перестройка. В Дагестане 7 молодых репортеров делают принципиально новую информационную программу. На экране – разоблачения взяточников, скандалы на местных выборах, митинги голодающих учителей. И пусть все снято на обычные бытовые камеры и не совсем профессионально, народ их любил, чиновники ненавидели. Но по вечерам сюжеты, сделанные с юношеским запалом и невероятной тягой говорить в эфире только правду, смотрела вся республика.
"Я считаю золотым веком телевидения конец 80-х – начало 90-х годов, когда Горбачев открыл форточку гласности, а мы пытались распахнуть все окно. Мы поверили в то, что есть свобода слова, были молодыми, были романтиками и хотелось избавиться от пропаганды, агитации, чтобы не было запретных тем, чтобы не было неприкасаемых лиц", – говорит Алик Абдулгамидов, член Союза журналистов РФ.
За эти годы менялись технологии, журналисты, появились новые звезды экрана. Но ритм жизни остался прежним.
"Вести-Дагестан" – это детище уже современного телевидения. Пока в кабинете шеф-редактора идет совещание, а режиссеры готовят кассеты к следующему выпуску, Ульяна успевает перевести дух и поправить макияж.
"Хотелось бы очень попробовать себя именно там, в Москве, в федеральных "Вестях". И хотелось бы увидеть – мне пока этого не доводилось – просто увидеть, как они работают", – делится мечтами Ульяна Багатаева, ведущая.
Горцы в костюмах предков, музыкальные инструменты, народная кулинария. Этот сюжет о культуре и традициях Дагестана выйдет в эфир на 14 языках. В многонациональной республике для каждого этноса в телевизоре должна звучать его родная речь.
"Национальное вещание несет такие важные задачи, как сохранение языка, нашей национальной культуры, обычаев, фольклора. Очень много задач, которые мы решаем с помощью вещания на национальных языках", – объясняет Луиза Алиханова, председатель ГТРК "Дагестан".
В ближайшие два года дагестанское телевидение перейдет на цифровое вещание. Старую камеру пока унесли на склад. Но вполне возможно, что когда-нибудь с нее, а также со старых магнитофонов, кинопленок и снимков, стряхнут пыль и поставят под стекло. Телевидение с такой историей, говорят его сотрудники, просто обязано иметь собственный музей. И тогда старая камера и ее первый оператор – ветеран Алексей Шишкин – снова будут рядом.

























































































