В Москве открылась выставка Леонида Шварцмана

В московской галерее "На Солянке" проходит выставка Леонида Шварцмана – 90-летнего классика советской мультипликации. Он создал золотой фонд студии "Союзмультфильм": рисовал персонажей для "38 попугаев", "Аленького цветочка", "Снежной королевы", "Золотой антилопы". Он придумал образ Чебурашки.

В московской галерее "На Солянке" проходит выставка Леонида Шварцмана – 90-летнего классика советской мультипликации. Он создал золотой фонд студии "Союзмультфильм": рисовал персонажей для "38 попугаев", "Аленького цветочка", "Снежной королевы", "Золотой антилопы". Он придумал образ Чебурашки.

Это не просто куклы. Это звезды отечественной анимации – Слоненок, Мартышка, Попугай и Удав – те самые, которые 35 лет назад снимались в знаменитом мультфильме. Оказывается, в одном удаве не 38 попугаев, а примерно 12, если мерить на глаз. Иначе он бы не вошел в кадр.

Леонид Шварцман, который нарисовал Чебурашку, рисует не только мультфильмы. В начале экспозиции находятся его живописные работы: пейзажи, иллюстрации к гоголевской "Шинели" и почти исторический документ – дипломная работа выпускника ВГИКа Шварцмана – эскизы к "Слову о полку Игореве".

"Это один из сильнейших дипломов того года. Шварцман отдал свое сердце мультипликации, но при этом мог бы развиться в академической, традиционной живописи", – рассказывает куратор выставки Павел Шведов.

Переученный левша, но рисующий только левой рукой – с 1948 года он работал в "Союзмультфильме". "Аленький цветочек", "Котенок по имени Гав", "Дядя Степа – милиционер", "Варежка", "Золотая антилопа", "Снежная королева" – всего у Леонида Ароновича больше 70 фильмов.

"Он необыкновенно тонкий человек, обладающий чувством юмора, столько в нем доброты, сердечности. Да это и видно по представленным персонажам", – говорит аниматор Вячеслав Шилобреев.

"К каждому Новому году он всегда рисует картинки. Так что это уже игра. Это нечто большее, чем просто играть в игрушки. Это постоянная внутренняя игра, которая, по-моему, должна сопровождать любого творческого человека", – считает художник-мультипликатор Юрий Норштейн.

Лауреат Канн, Венеции, классик отечественной анимации ни Ленинскую, ни Сталинскую премию так и не получил, хотя выдвигался не раз. Практически у каждого героя Леонида Шварцмана был реальный прототип. Некоторые поговаривали, что за попугаем стоит чуть ли не Ленин. Слишком уж явные качества лидера, пернатый много говорит и активно жестикулирует.

Старуху Шапокляк Шварцман рисовал со своей тещи. В роли одного из грабителей в мультфильме "Обезьянки" снялся сам. А бульдог из "Варежки" – это режиссер фильма Роман Качанов.

"Романа Качанова звали на студии "сундук". Потому что он был весь такой крепко сбитый, очень мощный, занимался тяжелой атлетикой, боксом, штангой. Поэтому был человеком невероятной силы", – объясняет Юрий Норштейн.

Прототипа не было разве что у Чебурашки. Его образ Шварцман искал очень долго. В книге Успенского сказано: "Зверек с желтыми, как у филина глазами, с крупной заячьей головой и маленьким хвостиком". Про большие уши – ни слова. Они почему-то сами росли от эскиза к эскизу. Глаза получались как у беззащитного ребенка, а хвост и вовсе исчез.

Режиссер Макото Накамура приехал из Японии специально на выставку своего кумира. Десять лет назад впервые увидел мультфильмы Шварцмана про Чебурашку. Так понравилось, что захотелось еще. Продолжение снял в 2010 году.

"Самым сложным было сделать Чебурашку таким же, каким он был в предыдущих фильмах. Для съемок потребовалась большая студия, какой не было в Японии. Мы построили ее специально в Южной Корее. Озвучивали русские актеры, а потом мы переводили все на японский", – говорит режиссер-мультипликатор Макото Накамура.

Слева стоит японский Чебурашка, справа – чуть поменьше, русский, из личной коллекции Леонида Шварцмана. Рядом – еще один Чебурашка. Тот самый, которого 42 года назад нашли в коробке с апельсинами.