Экономические последствия бедствий в Японии пока оценить невозможно


фото EPA

Экономические последствия бедствий, постигших Японию, пока оценить невозможно, в частности, из-за сохраняющихся ядерных рисков. Такое мнение высказал в беседе с журналистами на условиях анонимности один из американских специалистов по международным финансам.

Экономические последствия бедствий, постигших Японию, пока оценить невозможно, в частности, из-за сохраняющихся ядерных рисков. Такое мнение высказал в беседе с журналистами на условиях анонимности один из американских специалистов по международным финансам.

По его словам, экономический урон, наносимый землетрясениями, обычно возмещается достаточно быстро. Примером может служить стихийное бедствие 1995 году в районе Кобе. Теоретики-оптимисты даже говорят, что разрушение основного капитала, влекущее за собой его замену и модернизацию, способствует повышению производительности труда, что было бы отнюдь не лишним, например, в японской сфере услуг, сказал эксперт, отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС.

В теории, судя по его комментариям, у Японии и теперь есть все необходимое для успешного преодоления тяжелейших испытаний. Власти страны, имеющие богатый опыт реагирования на чрезвычайные ситуации, действуют слаженно и грамотно. Финансовая система пока функционирует нормально. На восстановление выделяются огромные средства, благо резервов у Токио хватает и о нехватке ликвидности, а следовательно, и о необходимости финансовой помощи извне, речь не идет. Возможности для маневра дает и наличие в экономике весьма существенных - до 3,5 процента ВВП - свободных мощностей.

Но при всем том нынешнее бедствие, конечно, несравненно опаснее землетрясения 16-летней давности. Рассуждая на эту тему, специалист, прежде всего, указал, что гораздо более велик физический ущерб, то есть масштаб разрушений, особенно в системе энергоснабжения. До сих пор сохраняется угроза ядерного бедствия. Наконец, в чисто экономическом плане нынешний процесс оздоровления после кризиса протекает более вяло, чем в 1995 году, и финансово-бюджетные возможности Японии гораздо более ограничены, указал собеседник.

Отвечая на вопросы о возможных международных последствиях происшедшего, он отметил, что могут быть затронуты сырьевые рынки, в том числе рынки энергоносителей, а также железной руды, никеля и меди. Специалист напомнил, что Япония импортирует 85 процентов потребляемых энергоресурсов и что значительная часть ее энергетического баланса покрывается за счет АЭС. Теперь, по его словам, вместо атомной энергии потребуются другие источники - нефть, газ, нефтепродукты. Конечно, это не может не отразиться на ценах.

Наконец, для соседей Японии по региону немаловажно, что она играет ключевую роль в региональной сети поставщиков, особенно в электронике. В ближайшей перспективе это может создать проблему с поиском для нее подходящей замены. В более долгосрочной, по признанию эксперта, проблема может возникнуть уже у самой Японии, если замена окажется удачной.

Любопытно, что на фоне переживаемых страной трудностей обменный курс ее валюты - иены - пошел не вниз, а вверх. По словам специалиста, это связано с тем, что японские страховщики для расчетов с клиентами избавляются от активов, прежде всего, иностранных. Кроме того, и в других секторах японские корпорации репатриируют свои прибыли. Наконец, на основе этих тенденций на валютных рынках наверняка ведется и спекулятивная игра, сообщает ИТАР-ТАСС.