В ГМИИ проходит выставка последнего авангардиста начала XX века Моисея Фейгина. В 2008 году его внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самого старого на тот момент работающего художника планеты. Тогда ему было 103 года. Последние годы Моисей Фейгин практически ослеп, тем не менее – продолжал писать.

В ГМИИ проходит выставка последнего авангардиста начала XX века Моисея Фейгина. В 2008 году Моисея Фейгина внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самого старого на тот момент работающего художника планеты. Тогда ему было 103 года. Последние годы Моисей Фейгин практически ослеп, тем не менее – продолжал писать.

"Не писать он не мог. Многие из этих картин, – рассказывает дочь художника Анна, – Фейгин писал по ночам".

Он пережил и своих учеников, и своих учителей, среди которых были Кончаловский, Машков и Осмеркин – члены легендарной авангардистской группы "Бубновый валет". Когда его спрашивали, как он относится к творчеству великих художников прошлого, Фейгин только отмахивался: "Они все мальчишки: и Рубенс, и Леонардо, и Рембрандт".

"Как художник Моисей Фейгин состоялся именно в последние десятилетия своей жизни, когда получил возможность писать то, что хотел он сам. До этого он долгие годы, как и многие в то время, был вынужден зарабатывать на жизнь официальными заказами – портретами членов Политбюро. Однажды ему заказали четырехэтажную голову Сталина для высотки на Котельнической набережной. Чтобы оценить свою работу, художнику приходилось по несколько раз в день подниматься на высоту 29-го этажа ещё недостроенного здания", – рассказывает внук художника Леонид Фейгин.

"В 1959 году в Москве прошла Американская национальная выставка. Экспозиция современного искусства США словно раскрепостила художника. С тех пор его картины напоминают какой-то бесконечный карнавал, где все герои – трагические", – отмечает дочь художника Анна Фейгин.

"На выставке в Пушкинском музее будет показана лишь небольшая часть творческого наследия Моисея Фейгина. И дело не в том, что в музее не хватило места. Просто большинство холстов было уничтожено самим художником ещё при жизни, – поясняет куратор выставки Анна Чудицкая. – Из-за бедности, которую, впрочем, сам Моисей Фейгин возвел в принцип, он не покупал новые холсты, а замазывал старые: сверху писал новые картины. Наподобие того, как это делали иконописцы. Так что, глядя на любое из этих полотен, зрители могут лишь гадать, что скрывается под многочисленными слоями красок Моисея Фейгина".