Реформа российской электроэнергетики откладывается. По недавно одобренной правительством схеме размещения новых мощностей, порядка 170 гигаватт будет введено в России на десять лет позже плана, то есть в 2030 году. Но от масштабной модернизации отрасли никуда не деться, считают специалисты. А инновационные корни лежат за границей. Например, во Франции делают для России газовые турбины.
Бельфор – городок на востоке Франции. Три часа дня. На улицах пустынно. Это рабочая атмосфера. 80% населения с утра перекочевали на многочисленные предприятия крупных компаний: Peugeot, Volkswagen, Alstom, General Electric. Самые рьяные конкуренты в бизнесе – в жизни работают почти на одной территории, разрабатывая высокие технологии.
Ричард – начальник технологического центра General Electric. Он долго держал оборону от журналистов, ведь на экранах, схемах нет-нет, да и проскользнет секретная информация – научные разработки, в которые компания вложила 400 миллионов евро.
"Мы принимаем значительные меры для того, чтобы защитить наши технологии. Это во благо и нашим клиентам, потому что эти технологии будут устанавливаться у них на объектах. Главное, чтобы клиенты были уверены", – объясняет Ричард Дюклуа, менеджер технологического центра General Electric.
Плод разработок, продукт завода, не скроешь. Газовую турбину видно даже со спутника. 400 мегаватт мощности стоимостью несколько миллионов долларов перевозят из цеха в цех с величайшей осторожностью при помощи пульта дистанционного управления, со стороны оценивая возможную опасность.
Один из самых ответственных этапов в производстве турбины – испытание. На специальном стенде моделируются, можно сказать, условия, приближенные к боевым: за одну секунду лопасти турбины совершают 50 оборотов.
"Создавая турбины, мы применяем различные технологии. Все начинается с нашего передового авиационного подразделения. Оттуда технология приходит в энергетику. Кстати, разработки могут пойти и дальше, например, в медицину", – рассказывает Рикардо Кордоба, президент Ge Energy в Западной Европе и Северной Африке.
Еще одно доказательство масштабности выпускаемой на заводе продукции – тягач, способный перевозить 400-тонную турбину. Причем подготовка к транспортировке может занимать и год. В случае необходимости на пути следования к заказчику перестраивают дороги и укрепляют мосты.
Большинство французских турбин – для России. Например, энергетики из компании "КЭС-Холдинг" заказали семь установок, планируя вложить в модернизацию 13 миллиардов рублей.
"Это не секрет, что на сегодняшний день рынок газовых турбин сосредоточен за пределами Российской Федерации. Изготовителями являются "Силовые машины" в Санкт-Петербурге. Безусловно, они будут участвовать в нашей инвестиционной программе. На сегодняшний день рынок диктует такие условия: российское машиностроение обеспечить в полном объеме нашу потребность не в состоянии", – говорит Александр Фаустов, первый вице-президент "КЭС-Холдинг".
Получается, российские компании покупают дорогое заграничное оборудование не от богатства. Нет достойных аналогов. Технологии так и остались на советском уровне. При этом ставить новые мощности, как говориться, надо было вчера. Каждая вторая тепловая турбина устарела.
"Износ мощности составляет порядка 50-60% в зависимости от типов активов. Наибольший – в распределительных сетях. Потом генерация. В ФСК и магистральных сетях ситуация относительно лучше, но все равно износ достаточно высокий", – поясняет Матвей Тайц, старший аналитик "УралСиб капитал".
Чтобы не остаться в потемках, вкладывать нужно много. По подсчетам правительства, новые турбины, электростанции, сети обойдутся в 20 триллионов рублей – частных и государственных. Ведь некоторые компании так и не были приватизированы. Получается, население косвенно тоже участвует в модернизации, ведь тарифы, которые в следующем году вырастут на 25%, устанавливает государственный инвестор. Заграничные турбины, производящие энергию дешевле, скорее выгодны предприятиям – цены для них на 80% определяет рынок.
"Мы имеем заказы на 10 миллиардов долларов. И успешно работаем в России. Будем локализировать производство. Наши инвестиции превышают сотни миллионов долларов. И в среднесрочной перспективе мы хотим удвоить бизнес", – делится планами Рикардо Кордоба, президент Ge Energy в Западной Европе и Северной Африке.
Желая получить клиента в российском лице всерьез и надолго, зарубежные компании рисуют бизнес-планы решительно. General Electric уже видит свой завод в Ярославле и не прочь поделиться технологиями с энергетиками из "Интер РАО". Alstom предлагает электровозы. Стараются не отставать и Siemens, и Mitsubishi.
"Инвестиции за последние 5 лет увеличились с 72 миллиардов рублей в 2005 году до более чем 600 миллиардов в 2010 году", – приводит данные Владимир Скляр, аналитик по электроэнергетике "Ренессанс капитал".
В итоге кризис не только отодвинул, но и изменил реформу. Модернизация энергетики России пока идет мимо российских производителей. Конкурентам в радость восстановление спроса и планы по вводу 170 гигаватт новых мощностей. Иначе говоря, во многих технологичных городках заграницы днем будет сугубо рабочая атмосфера.



















































































