Как себя вести, если из-за плохой работы коммунальных служб вы получили травму? В каких случаях можно получить компенсацию? Об этом Наталья Мамедова беседовала с адвокатом Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Игорем Симоновым и радиослушателями в эфире радио "Вести ФМ".

Как себя вести, если из-за плохой работы коммунальных служб вы получили травму? В каких случаях можно получить компенсацию? Об этом Наталья Мамедова беседовала с адвокатом Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Игорем Симоновым и радиослушателями в эфире радио "Вести ФМ".

Мамедова: Это "Вести ФМ". В студии - Наталья Мамедова. И я приветствую нашего гостя. У нас сейчас Игорь Симонов, адвокат московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры". Игорь Борисович, здравствуйте.

Симонов: Добрый день.

Мамедова: И мы с вашей помощью вернемся к проблемам, о которых говорим всю неделю, о том, как работают коммунальщики (а работают они плохо) по уборке снега, наледи, сосулек с крыш. Побеседуем мы со специалистом про то, в каких случаях и как можно получить компенсацию за то, что вы или кто-то из ваших близких поскользнулся, получил травму на не убранном коммунальщиками тротуаре, или вам досталось сверху – сосульки, снежные куски падают на наши головы и оттуда, если кровля не чищена. Может быть, нанесен ущерб вашему автомобилю той же сосулькой сверху.

Словом, берем в круг обсуждения все вероятные и реальные ситуации, которые происходили с гражданами, когда город не убран от снега и наледи. Намекаю на то, что очень ждем звонков от жителей Санкт-Петербурга, где ситуация очень тяжелая с неубранными улицами и крышами домов. Игорь Борисович, давайте начнем в общем. В каких случаях (наверное, это чуть ли не один из главных вопросов, можно получить травму при разных обстоятельствах на скользком тротуаре), в каких случаях это тот вариант, когда можно обратиться за компенсацией и начать как бы сбор документов?

Симонов: Первоначально нужно оценить ситуацию: стоит ли вообще этим заниматься или не стоит заниматься. Когда мы имеем вред, который причинен либо здоровью, либо имуществу, то по общему правилу он должен быть возмещен в полном объеме лицом, которое причинило вред. Но здесь надо посмотреть опять же, вот будет ли это лицо или нет. Вот в том самом пресловутом случае, когда у нас с крыши все падает или кто-то поскальзывается, мы всегда ищем то самое лицо. Не случайно сейчас по смерти вот мальчика шестилетнего в Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело по факту причинения смерти, не в отношении конкретных лиц. А сейчас будут копаться, и как всегда, все разбегутся, и никого не найдут. Поэтому это вопрос очень сложный в этом отношении. И настолько, скажем, она достаточно уже повторяющаяся типичная ситуация, но не классическая с точки зрения компенсаций причиненного вреда, что люди, которые за это берутся и брались, те, которые брались, уже понимают, что это не так просто, и те, которые будут браться, должны понимать, что придется потратить достаточно много сил и средств для того, чтобы все-таки добиться справедливости.

Мамедова: Я так и предполагала, что дорога-то это непростая. И, наверное, большинство наших граждан скорее всего, вот так вот поскользнувшись на тротуаре, сломав руку или ногу или просто получив сильный ушиб, так и думают, что я схожу в травмпункт, так сказать, приведу себя в порядок, и Бог бы уже с ним, больше в этом месте ходить не буду, буду осторожнее. Но все-таки надо, наверное, пытаться, иначе мы никогда не приведем в порядок всю ситуацию, не заставим коммунальщиков отвечать за свои действия.

Симонов: Это отдельная история по поводу того, что не пойду я судиться. То есть даже в каких-то таких традиционных ситуациях, более простых с точки зрения доказывания, люди не идут в силу своего менталитета. Во-первых, здесь вроде бы конфликтная ситуация, не все на это готовы. Потом, не готовы, скажем, в отношении к какой-то справедливости и принципам, то есть не готовы бороться за это. Не готовы тем более бороться для того, чтобы в будущем не было, или, скажем, воспитать таким образом продавцов-покупателей, если говорить о потребителях, или вот в таких случаях, чтобы неповадно было, или каким-то образом простимулировать коммунальные службы, чтобы они лучше работали. Вот таких самоотверженных людей, конечно, их маловато в этом отношении.

Мамедова: А нет такого, что еще и побаиваются? Это же, что называется, наши коммунальщики, которые убирают мой двор. Я сейчас на них заявление в суд, а они мне завтра шины проколют на автомобиле.

Симонов: Я думаю, что коммунальщики-то – это не самые агрессивные в этом отношении люди. Тем не менее, конечно, они будут смотреть (разные бывают и управляющие организации), будут смотреть, кто жалуется, посмотрят, как можно повлиять. Это же всегда проблема, когда кто-то начинает бороться за свои права.

Эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайлах