Артисты "Ла Скала" в восторге от Большого театра

На обновленной сцене Большого театра впервые выступили зарубежные гости – "Реквием" Верди прозвучал в исполнении солистов, хора и оркестра миланского театра "Ла Скала". Концерт был единственным, но далеко не последним. От акустики нового зала все были в восторге.

На обновленной сцене Большого театра впервые выступили зарубежные гости – "Реквием" Верди прозвучал в исполнении солистов, хора и оркестра миланского театра "Ла Скала". Концерт был единственным, но далеко не последним – коллектив вернется в Большой ближе к Новому году, тем более от акустики нового зала все были в восторге.

"Вау! Здорово!" – так бас Михаил Петренко описывает реакцию итальянских музыкантов на интерьеры и акустику Большого. Миланский "Ла Скала" – первый зарубежный коллектив, который приехал на гастроли в обновленный театр.

"Я прекрасно понимаю, какой это важный момент – возвращение на родную сцену, ведь не так давно мы тоже пережили четырехлетнюю реконструкцию. "Ла Скала" открылся после ремонта в 2005 году, как раз когда закрывался Большой. Я думаю, это символично, что наши театры развиваются так синхронно. Они даже появились почти в одно и то же время. Большой, если не ошибаюсь, был основан в 1776 году, а "Ла Скала" – двумя годами позже", – отметил Стефан Лисснер, художественный руководитель театра "Ла Скала".

Впервые в Россию миланский театр приехал в 1964-м. Это были беспрецедентные по размаху гастроли. Их проведение взял под личный контроль Никита Хрущев. Спустя десять лет знаменитые итальянцы в Советский Союз вернулись. С тех пор "Ла Скала" стал бывать в Москве с завидной регулярностью. Этот визит – седьмой.

В программе – "Реквием" Верди. Впервые он прозвучал в "Ла Скала" в 1874 году. Дирижировал тогда сам композитор. За пультом в Москве – Даниэль Баренбойм. Это его дебют в Большом театре. Главный дирижер Берлинской капеллы, пожизненный почетный дирижер Чикагского симфонического оркестра, недавно он получил новое назначение – теперь еще и музыкальный руководитель театра "Ла Скала". Пока на ближайшие пять лет.

У Баренбойма – русские корни, русская жена, но интервью он дает на английском. "Исполнять "Реквием" Верди я могу, не задумываясь, – подчеркнул дирижер. – Для меня это почти как дышать. А вот с русским языком все гораздо сложнее".

Баренбойм в партитуру почти не заглядывает и так же – наизусть – цитирует Бернарда Шоу, который говорил: "Возможно, некоторые произведения Верди со временем будут забыты, но "Реквием" останется бессмертным памятником".

Солисты – оперные звезды: сопрано – из Болгарии – Красимира Стоянова, итальянский тенор – Фабио Сартори и российские певцы – Екатерина Губанова и Михаил Петренко. Работают не просто в разных странах – на разных континентах: кто – в "Ковент-Гарден", кто – в "Метрополитен-опера". В Москву прилетели на один день.

"Когда я исполняю эту музыку, у меня такое впечатление, что с Верди, когда он это писал, разговаривал Бог", – сказал Михаил Петренко, бас, солист Мариинского театра.

Во время гастролей "Ла Скала" в Москве "Реквием" Верди прозвучал всего раз, но артисты миланского театра в Большой вернутся уже в декабре. Привезут два балета – "Эксельсиор" Луиджи Манцотти и "Сон в летнюю ночь" Джорджа Баланчина. А в сентябре будущего года в Россию приедет оперная труппа "Ла Скала" с "Дон Жуаном" Моцарта.