Когда глава МЧС Шойгу впервые заговорил о необходимости ввести уголовную ответственность за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне, к этому пожеланию чрезвычайного министра отнеслись скорее снисходительно. Твердые практики, а Шойгу практикует уже без малого 18 лет, феноменальное долгожительство на посту министра, зачастую бывают склонны к оригинальным идеям, далеко выходящим за рамки конкретной специализации их автора.
Дилетантизм – когда безобидный, когда не очень – это известная слабость практических работников. Однако, в данном случае предложение пало на удобренную почву, и с легкой руки Шойгу процесс пошел. Сперва последовал зеркальный ответ со стороны наших демократов. Партия "Яблоко", а затем и новосозданное на руинах СПС "Правое дело" также предложили обогатить УК – но только статьей не за отрицание Победы, а за отрицание, а равно и оправдание сталинских преступлений.
Затем мяч снова перешел на другую сторону. Во вторник, 10 марта соратник Шойгу и председатель Госдумы Грызлов всячески одобрил инициативу и указал прессе: "Необходимо понимать, что бездействие в ответ на осквернение захоронений наших солдат, перенос памятников, отрицание заслуг СССР в победе над фашизмом – это пассивная форма поощрения (тех, кто отрицает заслуги Советского Союза)". По мнению председателя Думы, в последние годы мы можем все чаще наблюдать на постсоветском пространстве факты искажения истории Великой Отечественной войны, дискредитации роли СССР в этой войне и в освобождении Европы от фашистских захватчиков: "Мы видим такие примеры на Украине, в Прибалтике".
Поэтому "именно сейчас, в преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, эта инициатива принесет максимальную пользу, и я полностью поддерживаю позицию Сергея Шойгу", – завершил Грызлов.
Главная проблема тут в том, что решимость наказывать есть, но кого, каким образом, а главное – за что конкретно, за какой именно состав деяния или высказывания наказывать – тут никакой ясности нет.
Сторонники введения уголовной статьи в основном указывают на случаи из жизни восточноевропейских стран, которые очень увлеченно пересматривают историю II Мировой войны. Эта практика действительно доходит до неприличия и даже до явной глупости. Некоторым странам, в которых местное население само занялось тотальным уничтожением евреев в самые первые дни войны, еще до того момента, как за это дело взялись немцы, можно было бы и более аккуратно касаться темы своей совместно с вермахтом борьбы за свободу.
Однако, не очень понятно, что Грызлов и. Шойгу собираются делать с действующим международным правом. Сколь бы нам ни были неприятны официальные лица ряда восточноевропейских стран, занимающиеся реабилитацией нацистов и их пособников из числа местных граждан, на территории этих стран УК РФ не действует. Какими бы статьями Дума ни дополнила кодекс, в смысле уголовного преследования таковых лиц это мало что дает. Я уже об этом говорил и вынужден повториться – это дело не МЧС и не Следственного комитета при прокуратуре РФ, это дело МИД РФ. С иностранными политиками, допускающими столь грубое неуважение священных преданий России и ее народа, следует общаться либо через посредников низшего звена, либо не общаться вовсе. Естественно, не забывая при этом и о регулярных дипломатических демаршах. На то и МИД существует.
Если же крайняя нужда заставляет пригласить такого политика, допустим, Ющенко, в Россиию, то и здесь статья в УК ничему не поможет. Официальные лица иностранных держав в ходе своих визитов пользуются иммунитетом. Это азы международного права.
Что до тех граждан РФ, которые отрицают значение Победы и утверждают, что победа Германии во II Мировой войне была бы предпочтительнее, то много ли таких граждан и сколь они влиятельны, чтобы ради такого дела вводить новую статью? Истина сияет своим светом и совершенно не обязательно подсвечивать ее светом статей УК.
















































































