Саммит G20 удался, вопреки ожиданиям

Саммит "Большой двадцатки" в Лондоне, вопреки негативным ожиданиям, оказался довольно успешным. Главным итогом называют согласие всех участников переговоров принять общие правила игры в мировой экономике. Когда представительная встреча уже позади – самое время проанализировать ее решения.

Саммит "Большой двадцатки" в Лондоне, вопреки негативным ожиданиям, оказался довольно успешным. Главным его итогом называют согласие всех участников переговоров принять общие правила игры в мировой экономике. Когда представительная встреча в британской столице уже позади – самое время проанализировать ее решения.

Лондон постепенно возвращается к обычной жизни. О прошедшем саммите уже почти ничего не напоминает. Тема "двадцатки" окончательно перекочевала в столицы стран-участниц.

Резиденция российского лидера. Заседание Совета безопасности. "Я проинформирую вас и о саммите "группы двадцати", о тех решениях, которые были приняты, о декларации, которая, в конечном счете, была согласована, хотя и не без труда, – говорит Дмитрий Медведев, – и которая содержит в себе, в отличие от Вашингтонской декларации, достаточно серьезный набор конкретных предложений по совершенствованию мировой финансовой и экономической системы".

Накануне, наверное, не было лидера, который не признал бы: саммит в Британии оказался результативнее американского. Результат в долларах оценивается в один триллион сто миллиардов – это для стимулирования экономики. Конкретная цифра – действительно, успех и результат компромисса.

Вашингтон и Британия предлагали выделить в два раза больше. Из этих средств будут увеличены финансовые ресурсы МВФ. Появятся средства, в том числе на "быстрые кредиты". Кто даст деньги – еще предстоит согласовать. Известно, что четверть суммы готовы предоставить Япония, Китай и ЕС.

Российская тактика – это двусторонние кредиты для ближайших соседей. Но не только. "Мы участвуем в создании Евразийского фонда – не только для пяти стран, – отмечает заместитель председателя правительства РФ, министр финансов РФ Алексей Кудрин. – Так что роль "старшего" брата исполняем".

Решение о реформе МВФ Москва может записать в свой актив. Считается, что Франция больше других говорила про ограничение банковской тайны и борьбу с налоговыми оазисами. Но поиск авторства тут – дело неблагодарное. Решения принимались всей "двадцаткой". Но дискуссия точно свидетельствует о – как минимум – реформе либерального капитализма.

"Если пойти по этому пути, это будет означать, что капитализм будет радикально меняться, – объясняет главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев, – потому что офшорная система, закрытые счета – это теневая сфера капитализма, она его неотъемлемая часть".

Офшоры – классический пример. До последнего значительную роль в их живучести играли США, стимулируя таким образом приток капитала. Но вот под давлением Франции, Германии и России опубликован "черный список" стран, которые способствуют сокрытию финансовых операций. Там – 4 страны, которым грозят санкции. 38 стран – в "сером списке", где с махинациями борются недостаточно.

Удивительно, что при таком желании противостоять офшорам, Китай настоял, чтоб в списке не было Гонконга, а Британия спасла Каймановы, Бермудские и Норманнские острова. Тоже похоже на компромисс. Но уже под контролем. Следить будет Совет по финансовой стабильности. Раньше это был просто форум. "Совет по финансовой стабильности – "ФСБ", в общем. Понятно, чем он будет заниматься – контролировать", – рассуждает Алексей Кудрин.

Успешность саммита, очевидно, – еще и в отсутствии конфликтов, которые ожидались. Со стороны ведь начало походило на противостояние: Париж и Берлин против Вашингтона и Лондона. "Основные доноры Евросоюза – Франция и Германия – должны, прежде всего, перестроить систему отношений так, чтобы было понятно, кто в доме хозяин, – считает президент консалтинговой компании "Неокон" Михаил Хазин. – И в этом смысле отдавать всем свои деньги – они совершенно не заинтересованы".

Президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов добавляет: "Соединенные Штаты остались при своей позиции. Они тратят больше других. Страны Европы не взяли на себя каких-то дополнительных обязательств по стимулированию своей экономики. В то же время нельзя сказать, что стороны проиграли, потому что каждая смогла отстоять свою позицию. И, в общем-то, по большому счету, не поступиться принципами".

В итоге сумма 5 триллионов долларов до 2010-го выглядит как победа. Хотя это ровно те средства, которые страны и собирались потратить. Но никто ни на кого не в обиде. Решено вместе следить, чтоб компании не увлекались большими бонусами, а банки освобождались от потерявших ликвидность облигаций.

Мир "двадцатке" сегодня отвечал взаимностью. Банки обещали не платить больших премий. Швейцария и Лихтенштейн – бороться за налоговую чистоту. Прочно ли "согласие от Лондона" – проверят на следующем саммите. Он точно пройдет осенью. А вот где – пока не очень понятно. Берлускони приглашал в Японию. Саркози – в Нью-Йорк.