Выставка "Полтавская баталия" открылась в четверг в Историческом музее. Экспозиция посвящена 300-летию знаменитого сражения, предопределившего исход Северной войны. Впервые при помощи интерактивной установки воссоздан ход сражения.

Выставка "Полтавская баталия" открылась в четверг в Историческом музее. Экспозиция посвящена 300-летию знаменитого сражения, предопределившего исход Северной войны. Впервые при помощи интерактивной установки воссоздан ход сражения.

Манекен рядового пехотинца армии Карла XXII доставили в контейнере из шведского музея армии. Достаточно сравнить витрины шведской и русской армий, чтобы понять, кто и с какими силами вступил в Северную войну. Русская армия была нерегулярной, а ружей и сабель отечественного производства катастрофически не хватало, пользовались иностранными.

"Еще до начала Северной войны шведский король подарил русскому царю 300 пушек в знак добрососедства. Но события повернулись таким образом, что эти пушки были использованы в войне со шведами", – говорит куратор выставки Геннадий Марштупа.

Северная война началась в 1700, а закончилась в 1721 году. Полтавское сражение произошло на девятый год войны. Сам Петр в это время был обычным полковником лейб-гвардии Преображенского полка.

"Он начал военную службу с рядового бомбардира, и постепенно повышался в звании. Таким образом, он хотел подать пример поданным, которых он привлекал в создаваемую регулярную армию", – рассказывает Геннадий Марштупа.

Рост Петра – 2 метра 4 сантиметра. На картине, заказанной им во Франции еще до окончания Северной войны, Петр возвышается над стройными рядами русской армии. Он везде первый.

Одержав блестящую победу, Петр устраивает благодарственный молебен, а затем грандиозный пир, поначалу даже забыв об отступающей и разбитой армии своего противника – Карла XXII. Потом шведов догонят, возьмут в плен и отправят по разным городам России, а пленных генералов шведской армии торжественно проведут строем на глазах у всей Москвы.

"Накануне были отобраны шпаги, и они в таком позорном виде должны были пройти через всю столицу, – продолжает Геннадий Марштупа. – Везли и многочисленные трофеи, в том числе серебряные литавры, которые потом хранились в Оружейной палате".

После Северной войны Швеция еще трижды воевала против России, и трижды проигрывала, каждый раз теряя часть своих территорий. Пока, наконец, в начале XIX века не покинула подмостки мировой политики и не заняла почетное место в зрительном зале. А Россия, получив выход к Балтийскому морю, стала сильной европейской державой.