В Петербурге готовятся к празднованию и еще одной даты, имеющей непосредственное отношение к истории города, – 300-летию Полтавской битвы. Широкие торжества пройдут в июле, а накануне в Эрмитаже открылась выставка "Совершенная виктория". На ней представлено более трехсот экспонатов из запасников Эрмитажа, Московского Кремля и музеев Стокгольма.
Знакомая с детства по пушкинским стихам, Полтавская битва кажется чем-то эпическим, не вполне реальным. И потому гости торжественной церемонии буквально оторопели, когда к подножию парадной лестницы вынесли настоящие знамена армии Петра. В истории не так много битв, на столетия определивших судьбу двух европейских держав.
И Швеция, к слову, сумевшая извлечь из поражения урок, не стыдится предлагать его своему нынешнему поколению.
"У них есть детская компьютерная игра, где проигрываются разные варианты сражения. И во всех побеждают русские", – рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. "Милостию Всевышнего, совершенная Виктория, которой подобно мало слыхано, с легким трудом и малой кровию против гордого неприятеля одержана". Такова была главная сенсация лета 1709 года. Переведенная на английский, немецкий и французский языки, эта реляция буквально потрясла Европу, привыкшую к совершенно иному миропорядку.
В результате одной лишь только битвы грозная шведская армия перестала существовать, и в полный голос о себе заявила новая великая держава – Россия. Пётр I одолел-таки своего учителя – превосходного военного стратега шведского короля Карла XII. 300 лет спустя они встретились в самом сердце Петербурга.
"Когда шведские коллеги спросили: они в жизни-то встречались? Мы ответили: никогда, здесь – впервые", – рассказывает начальник отдела выставок музеев Московского Кремля Виктория Павленко.
Более 300 экспонатов, предоставленных Эрмитажем, музеем-заповедником Московский Кремль, другими музеями Петербурга, Москвы и Стокгольма. Мундир лейб-гвардии Преображенского полка, который был на Петре в день сражения. Треуголка государя и седло, пробитые шведскими пулями. Мундир Карла XII предоставленный Королевской Оружейной Палатой. Его библия. И один из самых невероятных трофеев – седло шведского монарха. Раненый накануне битвы, он не мог держаться верхом. Тем циничней оказался поступок шведского короля.
"Когда потребовалось бежать, он ссадил с лошади своего генерала и благополучно ускакал. А генерал попал в плен", – рассказал куратор плотники Сергей Плотников.
Обставленная, как противостояние – российские экспонаты на зеленом фоне, шведские – на синем – выставка предлагает немало раритетов, помещенных на красный бархат. Это уроки полузабытой Северной войны и истории, как таковой. К примеру, золотые ключи от города Риги – в ту пору шведского гарнизона, помилованного Борисом Шереметевым после капитуляции. Эхо Полтавы оказывается вовсе не таким далеким, когда понимаешь, что даже главное украшение Дворцовой площади – Александрийская колонна – родом из блестяще одержанной победы.





















































































