Россия готовит цифровой прорыв в государственном управлении

О способах совершения цифрового прорыва говорили на совместном заседании Госсовета и Совета при президенте
Министр связи и массовых коммуникаций поддержал все инициативы президента РФ
Юрий Лужков: Недопустимо просто сидеть на таком богатстве и наблюдать, как оцифрованный мир устремляется в новое технологическое будущее
О способах совершения цифрового прорыва говорили на совместном заседании Госсовета и Совета при президенте
Министр связи и массовых коммуникаций поддержал все инициативы президента РФ
Юрий Лужков: Недопустимо просто сидеть на таком богатстве и наблюдать, как оцифрованный мир устремляется в новое технологическое будущее

К 2015 году любые справки и документы в России можно будет оформлять через Интернет. Такой срок Дмитрий Медведев отвел чиновникам на создание "электронного правительства". О способах совершения цифрового прорыва говорили на совместном заседании Госсовета и Совета при президенте.

Госсовет обсуждает, как ускорить проникновение информационных технологий в государственное управление. Впрочем, делается это не для того, чтобы сделать легче жизнь чиновников.

"Люди по-прежнему стоят в очередях за справками и согласованиями, сталкиваются с необходимостью многократно обращаться по одному и тому же поводу в тот или иной орган власти, а зачастую и просто с отсутствием информации по требуемой услуге. Отдельная и очень больная тема – сроки предоставления государственных услуг. Так, для регистрации права собственности, получения материальной помощи требуется более месяца. Это еще вполне оптимистическая выкладка. А на получение разрешения на строительство – это уже притча во языцех – уходят годы. Очевидно, что переход на электронный вид оказания услуг снимет многие из этих проблем", – уверен президент РФ.

Компьютеры с подключенным Интернетом у входа в зал заседаний стояли не просто так. Все желающие могли оценить новый портал "Госуслуги.Ru", который открыли на прошлой неделе.

"Я сегодня с утра, когда готовился к выступлению, посмотрел на этот портал. Информация там есть, но возможность реализации своих потребностей, то есть оказание услуг в электронном виде, в настоящий момент отсутствует. Учитывая, что портал был открыт с существенной задержкой – по плану он должен был начать работу в январе этого года, – обращаю внимание всех заинтересованных ведомств на необходимость соблюдать соответствующие сроки", – заявил Дмитрий Медведев.

Пока этот портал является справочником, но цель в том, чтобы гражданин мог, не выходя из дома, например, справку получить или оплатить штраф. К 2015 году портал свяжет все федеральные министерства и все регионы, у которых на сегодняшний день разная степень информационного развития.

"Для нас это новшество, – заявил президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров. – Мы будем над этим работать. Я думаю, что в следующем году процентов на двадцать мы эту программу исполним. А дальше будет видно".

"У нас в Петербурге уже реализован первый пробный проект, – сказала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. – Это пять многофункциональных центров. Там созданы очень удобные условия для людей. Электронная очередь, человеку не надо ждать, записываться, он может прийти в точно обозначенное ему время. То есть это экономит время людей и убирает коррупционный фактор, когда человек зависим от чиновника при получении той или иной государственной услуги".

Мнения губернаторов разделились: те, у кого успехи в информационных технологиях менее заметны, надеются на помощь. Те, кто продвинулся дальше, хотят, чтобы их опыт Москва учла.

"Вы как предполагаете подключать услуги в электронной форме и регионы связывать? У меня есть предложение делать это не в массовом порядке, а просто брать готовые федеральные структуры, готовые регионы, которые согласятся поучаствовать в этом эксперименте, и подключать их прямо к этому порталу. Как вы считаете?" – спросил Дмитрий Медведев.

"С вашим подходом согласны, – ответил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев. – Будем сохранять те ресурсы, которые уже созданы, но и за счет появившихся возможностей для тех, кто пока свои ресурсы не создал, мы сократим этот путь и позволим подключать их прямо на наш портал".

К включенным компьютерам при телекамерах губернаторы старались не подходить. Возможно, новый портал уже изучили, но, может быть, и по другой причине… Кадры, по словам Медведева, сейчас одна из главных проблем.

"Дефицит квалифицированных пользователей среди государственных и муниципальных служащих. Я имею в виду именно квалифицированных пользователей, а не тех, кто способен общаться с компьютером и знает, как включить Интернет. Таковых сейчас все больше и больше, думаю, что и в этом зале почти все это уже умеют. Я говорю о квалифицированных кадрах. Две трети региональных органов власти испытывают нехватку в таких специалистах", – заявил Дмитрий Медведев.

Губернаторы потом рассказывали, что в их работе давно уже не только карандаш и бумага. В Тверской области, например, госслужащих постоянно проверяют на знания информационных технологий. Мэр Москвы Юрий Лужков обобщил картину.

"Уже на данном этапе мы располагаем громадным опытом. Недопустимо просто сидеть на таком богатстве и наблюдать, как оцифрованный мир устремляется в новое технологическое будущее. Лучше возглавить этот процесс и его двигать вперед. России это по силам, время не упущено", – считает московский градоначальник.

"Должен, коллеги, вас предупредить о том, что легких решений здесь не бывает. Чтобы предоставить электронные услуги, например, в области здравоохранения, нужно реформировать здравоохранение. Чтобы обеспечить в электронной форме услуги в области ЖКХ, надо реформировать ЖКХ", – сказал Сергей Собянин, заместитель председателя правительства РФ.

Оценивать труд губернатора, предупредил президент, теперь будут еще и с учетом того, как в регионе развивается рынок информационных услуг. Проще говоря, продолжают ли граждане стоять в очередях за справками.

"Тот, кто не будет заниматься этой темой, тот просто показывает, что он не годен к работе в современных условиях. И, может быть, это достаточно жесткая констатация, но это, к сожалению, правда, – резюмировал президент РФ. – Нужно ставить амбициозные задачи. Будущее нашей страны – это модернизация экономики и современная система управления страной. Современной системой управления страной является электронное правительство. Я уверен, что если мы за эту тему возьмемся, мы ее решим. И решим в достаточно короткие сроки".

К 2015 году все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид. Сейчас на получение непереведенных услуг ежегодно граждане тратят 25 миллионов часов рабочего времени.