Нехватка солдат. Реплика Максима Соколова

Газета "Вашингтон таймс" 21 сентября опубликовала статью, принадлежащую перу сотрудника Потомакского института политических исследований в Арлингтоне. В ней предлагалось попросить Россию направить свои воинские части в Афганистан.

Газета "Вашингтон таймс"  21 сентября опубликовала статью, принадлежащую перу сотрудника Потомакского института политических исследований в Арлингтоне. В ней предлагалось попросить Россию направить свои воинские части в Афганистан.

"Мы должны использовать регулярные русские войска и части специального назначения в совместных боях. Сколько именно русских войск? Это надо будет определить в дискуссиях между НАТО и русским министерством обороны", - пишет автор.

Судя по всему, перед нами так называемый "пробный шар" - вброс некоторой идеи через прессу с последующим отслеживанием реакции. На основе чего могут выстраиваться дальнейшие переговорные позиции. Пробный шар позволяет определить, что имеет смысл запрашивать, а что не имеет, потому что не пройдет в любом случае.

В данном случае, идею не назовешь особо удачной. Продолжавшаяся девять с лишним лет еще во времена СССР - с декабря 1979 г. по февраль 1989 г. - афганская кампания изначально была воспринята советскими гражданами весьма негативно и тоже внесла свою лепту в гибель СССР. "Лишь бы не было войны" - это был важный элемент негласного контракта между советским руководством и советским народом, и этот контракт был нарушен.

С тех пор Афганистан приобрел, как место боевых действий, весьма неважную славу. Тот руководитель нашей страны, который решится послать армию вновь воевать в этом проклятом месте, в принципе мог бы избрать и более простой способ гарантированного политического самоубийства.

Однако следует понимать, что некоторые идеи, где взять солдат, возникают просто от отчаяния. В этих случаях мало задумываются о резонах и проблемах партнера, у которого просят солдат.

Например, 13 сентября 1941 г. премьер Сталин писал премьеру Черчиллю: "Мне кажется, что Англия могла бы без риска высадить 25-30 дивизий в Архангельск или перевести их через Иран в южные районы СССР для военного сотрудничества с советскими войсками на территории СССР... Это была бы большая помощь".

Просьбу не назовешь особо реалистической. У Англии сроду не было большой сухопутной армии, она всегда предпочитала воевать чужими руками, а уж послать на Восточный фронт 30 британских дивизий означало бы для Черчилля полностью оголить другие театры военных действий. Но поймем и Сталина. Письмо написано 13 сентября, а 8 сентября немец взял Ленинград в кольцо блокады. В том же письме Сталин пишет Черчиллю о том, что в случае необходимости корабли Балтийского флота будут уничтожены, чтобы они не достались немцу. Что это за случай, понятно - сдача Ленинграда, к которой уже готовились. Одновременно готовятся к сдаче Киева. В такой ситуации запросишь дивизии не то что у британского союзника, а у самого черта.

Всякое сравнение хромает, положение НАТО в Афганистане все же не столь катастрофично, как у СССР в сентябре 1941 г., но и радостным его тоже не назовешь. Это вариант советской оккупации, когда днем контролируются Кабул и основные центры, а ночью не контролируется ничего, кроме собственных гарнизонов. Потери относительно небольшие, при желании так можно стоять десятилетиями - если солдат хватит. И если общественность стран, оккупирующих сегодня Афганистан, будет готова и дальше класть своих солдат на этой войне, перспективы которой не внушают никакого оптимизма.

Между тем командующий войсками НАТО в Афганистане ген. Маккристал указывает: "Если не взять инициативу в свои руки и не повернуть вспять активизацию повстанцев в обозримом будущем (на протяжении ближайших 12 месяцев - М.С.), то возникнет риск невозможности победы". После чего идут разговоры о необходимости усилить нынешний 100-тысячный экспедиционный корпус новыми подкреплениями. Тут называют цифры от 10 до 45 тыс. штыков.

Судя по тому, что солдат, возможно, станут испрашивать даже у России, подкреплений взять негде, а утопающий готов хвататься и за соломинку.