Исследования показали, что больше трети москвичей не заботятся о своем здоровье. Занимается спортом каждый десятый. Почти четверть весят выше нормы. Каждый четвертый курит. У стольких же пошаливает сердце.

Проливной дождь, слякоть или палящее солнце – их мало, что может остановить. У Феликса и Бориса свой бизнес, семья и дети, но ровно семь раз в неделю они выходят на тропу спорта.

На этой набережной сосредоточена вся беговая общественность Москвы. С прошлой зимы благодаря изнурительным тренировкам Борис сбросил пятнадцать килограммов. Прохожие нет-нет и прокрутят пальцем у виска. Зачем же так издеваться над собой! Но неспортивные друзья вызывают у этих атлетов приступ жалости. А Москва – приступ раздражения. Это не она, а они под нее подстраиваются. Марафоны в лесу, отжимания на детской площадке.

"Мы увлекаемся триатлоном. Подразумевается велосипед. Вообще трасс нет!", – огорчается бизнесмен Борис Гиппа.

Нет трасс, почти нет дорожек для бегунов и велосипедистов, мало мини-полей для футбола, арен для хоккея. Этот список можно продолжать. Но в Москомспорте отвечают: "Столица никогда еще не была так спортивна!".

"Мы за три года построили столько, сколько Москва не построила к Олимпиаде 1980 года", – отчитался руководитель Департамента физической культуры и спорта города Москвы Михаил Степанянц.

За десять лет, и правда, возвели 120 объектов. В одном только 2009 году потратили 7 миллиардов рублей. Ледовые дворцы, дворовые площадки и вот еще новая московская мода – ФОКи (физкультурно-оздоровительные комплексы). Собираются легко, как конструктор. Сразу несколько в микрорайоне. Как парикмахерские – в шаговой доступности.

"В нашем районе тяжело заниматься: ни сквера, ни дорожек – одни машины", – расстраивается жительница района Южнопортовый Елена Иванова.

Бассейн, секции, зал для аэробики. И все бесплатно – для детей, пенсионеров и инвалидов. Но ФОКов построено меньше половины. И все чаще они на окраинах и в спальных районах.

"Управа набирает группы – малоимущие, многодетные, с ограниченными возможностями", – рассказал заведующий спортсооружением Алексей Петров.

Хуже всего со спортом в центре. Либо дорого, либо в руинах. Как первый стадион СССР – "Динамо". Поле поросло травой, кресла разобрали болельщики. Через несколько лет легендарный объект перестроят. Развернут по оси на 90 градусов, как требуют правила ФИФА.

"Это ядро будет способно принять игры ЧМ 2018-2020 годов. Россия подала заявку на проведение", – отметил заместитель председателя общества "Динамо" Павел Колобков.

Но пока спортивная жизнь здесь спит крепким сном. Две оставшиеся арены заняты маленькими гимнастами и футболистами. Бассейн пересох еще лет пятнадцать назад. Арендовать футбольное поле можно, но сложно. Когда один стадион на целый район, желающих поиграть слишком много. Даже за 22 тысячи рублей в час.

На севере Москвы Олег Митволь провел детство и отрочество. На Стадионе юных пионеров когда-то гонял мяч. Теперь он уже префект. И поле его детства собираются застроить. Как водится, офисами. Эта территория уже как два года принадлежит не городу, а частной компании.

"В четырехстах квадратных метрах будет метров двести спортивный клуб для элиты, и для простых москвичей там никаких шансов не будет заниматься", – считает префект Северного округа Олег Митволь.

Самый массовый и народный спорт – катание на коньках. Но катков на душу населения раз в пять меньше, чем, например, в Финляндии или Канаде. Обычный каток во дворе, с раздевалкой и прокатом, работает три месяца в году. Но чтобы его построить, нужно собрать столько же документов, сколько на строительство целого дома.

"Надо проходить тендеры, надо проходить аукционы, и эта история длится пять-шесть месяцев", – объяснил администратор сети катков Руслан Макаренко.

Но чиновники уверяют: дело не в том, что заниматься негде. У москвичей никакой "культуры физкультуры" – много работают, мало отдыхают и раздраженные все какие-то.

"Уровень невротизации очень высок. По разным показателям, от 30 до 70 процентов взрослого населения", – сообщил главный психотерапевт Департамента здравоохранения города Москвы Юрий Бойко.

Исследования показали, что больше трети москвичей не заботятся о своем здоровье. Занимается спортом каждый десятый. Почти четверть весят выше нормы. Проще говоря, толстые. Каждый четвертый курит. У стольких же пошаливает сердце.

Спорт, может, многим и не доступен, а горожане ленивы, но по большому счету житель большого города всегда на спортивном коне. Взять путь на работу. Чем не утренняя зарядка? Потолкаться в автобусе-метро, пара десятков ступенек вверх вниз по переходам, вечером – отжимания с пакетами из магазина. Кстати, в дорогих финтес-клубах есть такая программа – walking, ходьба по улице. А у горожан она бесплатно, каждый день.

В девяностые годы Ольге Слуцкер первой в России пришло в голову брать за физкультуру деньги. На первой конференции ее атаковали журналисты с обвинениями. Тем не менее, в ее фитнес-клубе был даже лист ожидания. За шестнадцать лет фитнес перестал быть атрибутом успеха, но так и не стал массовым. Клубные карты есть всего у 4 процентов москвичей. Против, например, 20 процентов лондонцев. Потому что дорого. А дорого – потому что конкуренции пока никакой.

"По мировой статистике, как ни крути, люди, которые зарабатывают мало, даже бесплатно не ходят заниматься", – констатировала президент федерации фитнес-аэробики России Ольга Слуцкер.

Водители злятся, пешеходы шарахаются. Езда на работу у велосипедистки Насти больше похожа на смертельный трюк. По правилам дорожного движения у человека на двух колесах такие же права, что и у остальных. Но куда ни поверни – один сплошной кирпич. И за транспортное средство никто не считает.

"Мы имеем право ехать по правой стороне, а там машины всегда припаркованные", – пояснила велосипедистка Анастасия Шимилис.

Единственную трассу с особым покрытием в Лужниках с помпой открывал мэр. На этом велосипедную историю плавно завершили. Может, и правда, не быть Москве Амстердамом. Но таких, как Настя, влюбленных в езду с ветерком, – тысячи. Надев респираторные маски и натянув шлемы, они готовы качать свои права в парках, на бульварах, в старой Москве.

"Какой смысл через всю Москву ехать через Садовое, гарью дышать, чтобы покататься на единственной велосипедной дорожке и сбить там роллера?" – недоумевает Анастасия Шимилис.

С 2010 года заработает уже третья программа "Спорт Москвы". Мэр предложил продвигать в массы гольф, ввести сдачу норм ГТО во все школы и вернуть производственную гимнастику.

Программа "На зарядку становись!" в московских офисах приживается с трудом. Вот небольшой опрос на одном из сайтов деловой информации. На вопрос, делаете ли вы зарядку, "нет" ответили 70 процентов.

В модной клинике за 45 минут отдыхают, как во время полноценного двенадцатичасового сна. В этой клинике спали в невесомости и крутили в вакууме педали очень важные персоны. По слухам, здесь худели Киркоров, Бабкина и Басков. Это такой "ленивый" фитнес, для тех, кто и так умотан творчеством и бизнесом.

"Нас никто этому не учил. Мы не знаем собственной физиологии, своего организма – ни как его предохранять, ни как ему помочь – даже самые образованные, с постами и регалиями", – говорит директор диетологической клиники Маргарита Королева.

Здесь учат есть часто. По чуть-чуть. Пророщенный овес, например. Говорят, так и нервы целы, и клетки сыты. А вот Москву обещают насытить необходимыми спортивными объектами не раньше 2013 года. Ну а пока жить с минимальными потерями для здоровья – главный спорт этого большого города.

В дорогих клиниках нервы лечат монохромом – то есть одним конкретным цветом. Но от фирменного оттенка Москвы – серого – здоровья не прибавляется. Серые улицы, серые дома, серое небо – в лучшем случае, это апатия. В худшем – сердечно-сосудистые заболевания.

Еще одна столичная угроза – шум. Уровень выше безопасного в среднем на 20-30 децибел. Оглохнуть сложно, но самочувствие портится. Иногда просто музыка лучше музыки города.