Что происходит, когда множество людей производят все больше сырьевых товаров, но все меньше людей хотят их купить? Экономика для дошкольников. Не нужно долго гадать, чтобы найти правильный ответ. А вот еще один, более сложный вопрос: кто виноват в нынешнем падении цен на нефть?

Саудовская Аравия? Россия? США? Вспышка коронавируса? На самом деле, все вышеперечисленное. Но насколько каждый из них способствовал кризису? Найти ответ на этот вопрос уже сложнее.

Саудовская Аравия была крупнейшим в мире производителем нефти и самым дешевым в мире производителем нефти. У королевства было много рычагов, когда речь заходила о контроле над ценами на нефть. Цены двигались в том направлении, в каком было нужно Саудовской Аравии, которая либо перекрывала краны, либо открывала их, наводняя рынок.

Это было последнее, что королевство сделало в 2014 году, когда США явно ощутили свое присутствие на международном рынке нефти. Цель Саудовской Аравии была в том, чтобы задушить растущую конкуренцию. К сожалению, что-то пошло не по плану. Цены упали со $120 за баррель до $30. Пострадали все, включая Саудовскую Аравию.

Теперь королевство хочет наказать своего партнера по контролю за ценами, Россию, за то, что та отказывается проводить сокращения большей части добычи для поддержки цен. Хотя есть те, кто полагают, что целью являются сланцевики США.

Цены реагируют единственно ожидаемым образом.

Таким образом, Саудовская Аравия сделала первый выстрел в ценовой войне на рынке нефти. Но так ли это? Саудовская Аравия объявила о планах увеличить поставки нефти до 12,3 млн баррелей в сутки с 10 млн баррелей в сутки в воскресенье, когда не состоялась встреча ОПЕК+ в Вене, потому что Россия отказалась от более глубокого сокращения. Но это не вся Россия, отметил министр энергетики России Александр Новак. В ту роковую пятницу он отметил, что с апреля Россия восстановит объемы производства, достигнутые до заключения соглашения. Это позволит увеличить объем добычи до 300 тыс. баррелей в сутки или до 500 тыс. баррелей в сутки. Хотя 300 тыс.-500 тыс. баррелей в день -

это не 3 млн баррелей в сутки, которые Саудовская Аравия грозила добавить на переполненный рынок, тем не менее, отказ России от сотрудничества по сокращениям добычи был воспринят как шаг, вызвавший реакцию Саудовской Аравии. Более того, некоторые полагают, что реальной целью России была сланцевая промышленность США.

Американскую нефть и американскую сланцевую отрасль, в частности, обвиняют — или хвалят, в зависимости от перспективы — в изменении баланса сил на рынке нефти за последние пару лет. Американские сланцевики — это сила, с которой приходится считаться. Согласно последнему отчету EIA, ежедневный объем добычи сланцевой нефти превышает 13 млн баррелей в сутки.

В итоге США превратились в крупнейшего в мире производителя нефти и значительно увеличили присутствие на международных рынках нефти. Несмотря на местное производство, они не стали самодостаточными в том, что касается нефти, но сократили зависимость от импорта, став экспортером, который способен составить конкуренцию нефти Саудовской Аравии и России.

То, насколько американская сланцевая нефтедобыча изменила баланс на мировой нефтяной арене, стало очевидным не сразу, поскольку ОПЕК и Россия продолжали сокращать добычу, а роста цен не наблюдалось из-за вялых перспектив спроса, а также потому, что американские сланцевые производители продолжали добывать все больше и больше нефти. И пока ОПЕК+ проводила сокращения, бум сланцевой нефтедобычи продолжал набирать обороты.

Ничем хорошим это бы не закончилось.

Теперь Саудовская Аравия увеличивает добычу, сланцевики США сокращают, снижая расходы и нагрузку на буровые установки. Надвигаются выплаты долга и, хотя многие из них застрахованы от низких цен, вопрос того, насколько еще хватит денег, остается открытым: сланцевые производители сжигают деньги за месяцы, а не за годы. Еще в 2017 году Гарольд Хэмм из Continental заявил, когда цены восстановились, что американские сланцевики должны быть осторожны, чтобы не выкопать себе яму. История повторяется. Только в этот раз все хуже, потому что в мире бушует пандемия.

На момент написания этого материала вспышка вируса, начавшаяся в Китае в декабре, унесла жизни почти 14 700 человек во всем мире, 339 тыс. человек в десятках стран были заражены. Объявлено чрезвычайное положение, многих перевели на дистанционную работу и обучение, резко упало число авиаперелетов. Словом, это сильнейший шок для спроса на нефть в отрасли.

Насколько серьезным оказалось влияние пандемии на цены, легко понять на примере пересмотра прогноза цен на нефть в инвестиционных банках. В начале этого года они прогнозировали $50 за баррель, когда вирус только начал распространяться в Китае. Теперь некоторые прогнозируют, что Brent упадет до $10 за баррель, если текущая ситуация останется неизменной. В мире просто закончатся места для хранения.

Согласно подсчетам OilX, в мире хранится около 750 млн баррелей нефти как на суше, так и в море. По мнению ряда аналитиков, отмечает нефтяная аналитическая компания, эти цифры могут достичь 1 млрд баррелей на фоне текущей ситуации со спросом и предложением.

Можно долго спорить, кто больше всех виноват. Но факт есть факт: если что-то быстро не изменится, нефть начнет падать. С другой стороны, экономики, наиболее пострадавшие от Covid-19, восстановятся немного легче.